Размещение дорожной сети в лесном массиве

Схемы размещения веток в лесном массиве разнообразны. Наиболее распространенные – «в елочку», «вильчатая» и с расходящейся магистралью (рисунок 2). Схема размещения путей «в елочку» применяется при отношении ширины базы к ее длине В/А>1. «Вильчатая» схема применяется при отношении В/А<1. Применение схемы с двумя магистралями желательно в случаях, когда нижний склад находится в центре сырьевой базы или когда центральная часть не имеет запасов леса или при явно выраженном разделении массива на 2 части.

Для нанесения сети веток предварительно рассчитывается расстояние между ними. Это расстояние можно принять и без расчета равным: а) для веток с гравийной одеждой 5-6 км, для остальных веток - не более 4 км.

Ветки должны примыкать к магистральному пути под углом α = 50-60 градусов. Трассы магистрали и веток должны заканчиваться, не доходя до границы лесов лесхоза на lтр/ 2 км (рис. 1).

При размещении веток по схеме «в елочку» примыкание первой ветки должно находиться непосредственно у границы базы.

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru

Рисунок 1 – Схема размещения магистрали и веток в лесном массиве

dв - длина ветки; lтр - расстояние трелевки.

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru

Рисунок 2 – Возможные схемы размещения лесовозных путей в лесном массиве:

а) в «елочку», б) с двумя магистралями, в) и г) вильчатая.

После нанесения на план лесного массива дорожной сети определяются:

а) длина магистрали, км

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru км, (1)

где: x – длина магистрали от нижнего склада до границы базы, определяемая по плану в масштабе; у – то же в пределах базы; км – коэффициент удлинения магистрали, км = 1,10;

б) суммарная длина веток, км,

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru , км, (2)

где: l1, l2,,… ln – длина каждой ветки, определяемая по плану, км; кв – коэффициент удлинения веток кв = 1,2;

в) общая длина путей, км,

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru , км, (3)

г) общее протяжение ежегодно строящихся усов летнего и зимнего назначения

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru , км, (4)

где: Qг - объем вывозки в год, м3;

kус - коэффициент удлинения уса, kус= 1,25;

gл - ликвидный запас древесины на 1 га, м3;

dус- оптимальное расстояние между усами, рассчитываемое по формуле:

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru , км (5)

где: Сус- стоимость строительства 1 км уса;

Вус- стоимость годового содержания 1 км уса;

Kп - коэффициент повторного использования уса; kn= 1,0 – 1,67;

b - переменная часть расходов на вывозке древесины по усам;

d - отношение среднего расстояния трелевки к расстоянию между усами; d = 0,25 – 0,50;

д) среднее расстояние вывозки по усу, км

lус=0,3(dв-2 lтр) kус , (6)

где: lтр - предельное расстояние трелевки,;

е) среднее расстояние перевозки грузов (средний пробег грузов)

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru км, (7)

где: п ¾ количество действующих веток;

ж) густота дорожной сети, пог.м/га,

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru (1.8)

где: F - общая площадь лесного массива, га.

Для расчета вышеперечисленных показателей отдельно для зимы и лета объем летней вывозки в северных районах следует принимать не менее 60% от заданного годового объема, во всех остальных – 50 - 60%.

Определение измерителей работы дороги на расчетный год

Прежде чем рассчитывать измерители лесотранспорта, необходимо четко наметить положение верхних складов и выделить пути, по которым будет производиться вывозка леса в расчетный год эксплуатации дороги.

Затем рассчитываются лесотранспортные измерители работы дороги:

1). Годовой грузооборот, Q тыс. м3

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru м3/год, (9)

где: q1, q2, …qn ¾ годовой грузооборот верхних складов (см. вариант задания).

Годовой грузооборот позволяет отнести лесовозную дорогу к соответствующей категории (таблица 1).

2). Расстояние вывозки с верхних складов, км

L1= lмкм + lвкв+ lус ; L2= l¢мкм+ l¢вк в + lус ;

где: lм lв м в и т.д. - длины участков пути: соответственно магистрали и веток, взятые по плану в масштабе;

lус - средняя длина уса;

3). Грузовую работу, м3×км /год

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru (10)

где: r1=q1 L1; r2= q2 L2 ; r3 = q3 L3 …. ri = qiLi ;

4). Средневзвешенное расстояние вывозки, км

Размещение дорожной сети в лесном массиве - student2.ru (11)

Наши рекомендации