Размещение дорожной сети в лесном массиве
Схемы размещения веток в лесном массиве разнообразны. Наиболее распространенные – «в елочку», «вильчатая» и с расходящейся магистралью (рисунок 2). Схема размещения путей «в елочку» применяется при отношении ширины базы к ее длине В/А>1. «Вильчатая» схема применяется при отношении В/А<1. Применение схемы с двумя магистралями желательно в случаях, когда нижний склад находится в центре сырьевой базы или когда центральная часть не имеет запасов леса или при явно выраженном разделении массива на 2 части.
Для нанесения сети веток предварительно рассчитывается расстояние между ними. Это расстояние можно принять и без расчета равным: а) для веток с гравийной одеждой 5-6 км, для остальных веток - не более 4 км.
Ветки должны примыкать к магистральному пути под углом α = 50-60 градусов. Трассы магистрали и веток должны заканчиваться, не доходя до границы лесов лесхоза на lтр/ 2 км (рис. 1).
При размещении веток по схеме «в елочку» примыкание первой ветки должно находиться непосредственно у границы базы.
Рисунок 1 – Схема размещения магистрали и веток в лесном массиве
dв - длина ветки; lтр - расстояние трелевки.
Рисунок 2 – Возможные схемы размещения лесовозных путей в лесном массиве:
а) в «елочку», б) с двумя магистралями, в) и г) вильчатая.
После нанесения на план лесного массива дорожной сети определяются:
а) длина магистрали, км
км, (1)
где: x – длина магистрали от нижнего склада до границы базы, определяемая по плану в масштабе; у – то же в пределах базы; км – коэффициент удлинения магистрали, км = 1,10;
б) суммарная длина веток, км,
, км, (2)
где: l1, l2,,… ln – длина каждой ветки, определяемая по плану, км; кв – коэффициент удлинения веток кв = 1,2;
в) общая длина путей, км,
, км, (3)
г) общее протяжение ежегодно строящихся усов летнего и зимнего назначения
, км, (4)
где: Qг - объем вывозки в год, м3;
kус - коэффициент удлинения уса, kус= 1,25;
gл - ликвидный запас древесины на 1 га, м3;
dус- оптимальное расстояние между усами, рассчитываемое по формуле:
, км (5)
где: Сус- стоимость строительства 1 км уса;
Вус- стоимость годового содержания 1 км уса;
Kп - коэффициент повторного использования уса; kn= 1,0 – 1,67;
b - переменная часть расходов на вывозке древесины по усам;
d - отношение среднего расстояния трелевки к расстоянию между усами; d = 0,25 – 0,50;
д) среднее расстояние вывозки по усу, км
lус=0,3(dв-2 lтр) kус , (6)
где: lтр - предельное расстояние трелевки,;
е) среднее расстояние перевозки грузов (средний пробег грузов)
км, (7)
где: п ¾ количество действующих веток;
ж) густота дорожной сети, пог.м/га,
(1.8)
где: F - общая площадь лесного массива, га.
Для расчета вышеперечисленных показателей отдельно для зимы и лета объем летней вывозки в северных районах следует принимать не менее 60% от заданного годового объема, во всех остальных – 50 - 60%.
Определение измерителей работы дороги на расчетный год
Прежде чем рассчитывать измерители лесотранспорта, необходимо четко наметить положение верхних складов и выделить пути, по которым будет производиться вывозка леса в расчетный год эксплуатации дороги.
Затем рассчитываются лесотранспортные измерители работы дороги:
1). Годовой грузооборот, Q тыс. м3
м3/год, (9)
где: q1, q2, …qn ¾ годовой грузооборот верхних складов (см. вариант задания).
Годовой грузооборот позволяет отнести лесовозную дорогу к соответствующей категории (таблица 1).
2). Расстояние вывозки с верхних складов, км
L1= lмкм + lвкв+ lус ; L2= l¢мкм+ l¢вк в + lус ;
где: lм lв l¢ м l¢ в и т.д. - длины участков пути: соответственно магистрали и веток, взятые по плану в масштабе;
lус - средняя длина уса;
3). Грузовую работу, м3×км /год
(10)
где: r1=q1 L1; r2= q2 L2 ; r3 = q3 L3 …. ri = qiLi ;
4). Средневзвешенное расстояние вывозки, км
(11)