Работа с предложениями
Исправьте ошибки, раскройте скобки.
1. Мы с им (о, а)тправились к морю.
2. На пе(р, рр)он(е, и) мы встретили девочку лет с(е, и)ми и спр(а, о)сили у ее дорогу.
Работа с теоретическим материалом.
– На с. 168 прочитайте правило.
– В каких случаях у местоимений третьего лица появляется Н?
– Сравните свой вывод с правилом.
Упражнение 398.
Объяснительный диктант (упражнение 400).
Игра «Не спутай кармашки».
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
Местоимения: я, мне, их, они, ее, тебе, ему, он, вас, его, нам, им, меня, тобой, вами, нами, ею, ты, ей, мы.
Домашнее задание: упражнение 399.
Урок 112.
Возвратное местоимение себя
Проверка домашнего задания.
Объяснение учителя.
Упражнение 401 (устно).
Коллективная работа.
Учащиеся склоняют по падежам местоимение себя.
Упражнения 402, 404.
Лингвистическая задача.
– Найдите местоимение себя (в его древнем варианте) в глаголах: умылся, причесался, облился.
Итог урока.
– Сейчас я буду читать предложения. Ваша задача – поставить местоимение себя в нужном падеже.
1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а (...) – невесту, Елену Прекрасную.
2. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (...) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
3. «Сколько ни держать при (..), думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!»
4. – Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмет тебя с (...) в подземное царство.
5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести (...) домой.
Домашнее задание:упражнение 403; составить карточку с таким же заданием, как в упражнении 403 (3 предложения).
Урок 113.
Вопросительные местоимения
Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, выполняют задание. Взаимопроверка.
Наблюдение.
Коллективное наблюдение.
На доске написаны слова:
Кто?
Какой?
Что?
Сколько?
– Это вопросительные местоимения. Как вы думаете, для чего они служат?
– Какие именные части речи заменяет каждое из этих местоимений?
–Устно просклоняйте местоимения кто и что. Сравните их с падежными вопросами имени существительного. Сделайте вывод.
Самостоятельное наблюдение (с. 171, упражнение под звездочкой).
Упражнение 407.
Орфоэпическая разминка (по упражнению 408).
Лингвистическая задача.
– Послушайте стихотворение.
– Определите, каковы в них значения вопросительных местоимений.
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге, вижу я...
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою,
И положен сюда зачем?
(А. С. Пушкин.)
Диктант.
1. Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
2. Что возвратить нельзя?
3. Снег на полях, лед на реках.
Ветер гуляет. Когда это бывает?
4. Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
5. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Задание: подчеркнуть вопросительные местоимения.
Домашнее задание:упражнение 409.
Урок 114.
Относительные местоимения
Проверка домашнего задания.
Работа с теоретическим материалом.
Наблюдения на с. 172 (упражнение под знаком «звездочка»).
Объяснение учителя.
Игра на внимательность.
– Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений С. Есенина. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, если услышите относительное местоимение.
Непроглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Здесь все так же, как было тогда,
Те же речки и те же стада.
Только ивы над красным бугром
Обветшалым трясут подолом.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Упражнения 410–412.
Итог урока.
– Что общего и различного между вопросительными и относительными местоимениями?
Домашнее задание: упражнение 413.
Урок 115.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассуждение
Беседа.
– Какие типы речи вам известны?
– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?
– Что такое спор?
По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?
(Каждый спорщик ведет рассуждение.)
– Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.
– Поясните каждый элемент.
Работа с текстами.
1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?
Дядя Федор говорит:
– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
А кот не согласен:
– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?
– Государственный.
– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.
– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.
– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.
2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте.
Проходящий мальчик задевает плечом другого.
– Не цепляйся!
– Кто цепляется?
– Ты цепляешься!
– Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!
– Я цепляюсь?
– Да. Ты!
– Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его.
– Ты сам! – и тоже толкает.
Творческая работа.
– Попробуйте о чем-нибудь поспорить.
Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.