Работа с предложениями

Исправьте ошибки, раскройте скобки.

1. Мы с им (о, а)тправились к морю.

2. На пе(р, рр)он(е, и) мы встретили девочку лет с(е, и)ми и спр(а, о)сили у ее дорогу.

Работа с теоретическим материалом.

– На с. 168 прочитайте правило.

– В каких случаях у местоимений третьего лица появляется Н?

– Сравните свой вывод с правилом.

Упражнение 398.

Объяснительный диктант (упражнение 400).

Игра «Не спутай кармашки».

1 лицо   2 лицо   3 лицо

Местоимения: я, мне, их, они, ее, тебе, ему, он, вас, его, нам, им, меня, тобой, вами, нами, ею, ты, ей, мы.

Домашнее задание: упражнение 399.

Урок 112.
Возвратное местоимение себя

Проверка домашнего задания.

Объяснение учителя.

Упражнение 401 (устно).

Коллективная работа.

Учащиеся склоняют по падежам местоимение себя.

Упражнения 402, 404.

Лингвистическая задача.

– Найдите местоимение себя (в его древнем варианте) в глаголах: умылся, причесался, облился.

Итог урока.

– Сейчас я буду читать предложения. Ваша задача – поставить местоимение себя в нужном падеже.

1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а (...) – невесту, Елену Прекрасную.

2. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (...) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.

3. «Сколько ни держать при (..), думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!»

4. – Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмет тебя с (...) в подземное царство.

5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести (...) домой.

Домашнее задание:упражнение 403; составить карточку с таким же заданием, как в упражнении 403 (3 предложения).

Урок 113.
Вопросительные местоимения

Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, выполняют задание. Взаимопроверка.

Наблюдение.

Коллективное наблюдение.

На доске написаны слова:

Кто?

Какой?

Что?

Сколько?

– Это вопросительные местоимения. Как вы думаете, для чего они служат?

– Какие именные части речи заменяет каждое из этих местоимений?

–Устно просклоняйте местоимения кто и что. Сравните их с падежными вопросами имени существительного. Сделайте вывод.

Самостоятельное наблюдение (с. 171, упражнение под звездочкой).

Упражнение 407.

Орфоэпическая разминка (по упражнению 408).

Лингвистическая задача.

– Послушайте стихотворение.

– Определите, каковы в них значения вопросительных местоимений.

Цветок засохший, бездыханный,

Забытый в книге, вижу я...

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою,

И положен сюда зачем?

(А. С. Пушкин.)

Диктант.

1. Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень?

2. Что возвратить нельзя?

3. Снег на полях, лед на реках.

Ветер гуляет. Когда это бывает?

4. Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

5. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

Задание: подчеркнуть вопросительные местоимения.

Домашнее задание:упражнение 409.

Урок 114.
Относительные местоимения

Проверка домашнего задания.

Работа с теоретическим материалом.

Наблюдения на с. 172 (упражнение под знаком «звездочка»).

Объяснение учителя.

Игра на внимательность.

– Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений С. Есенина. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, если услышите относительное местоимение.

Непроглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

В том краю, где желтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

Здесь все так же, как было тогда,

Те же речки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Упражнения 410–412.

Итог урока.

– Что общего и различного между вопросительными и относительными местоимениями?

Домашнее задание: упражнение 413.

Урок 115.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Рассуждение

Беседа.

– Какие типы речи вам известны?

– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

– Что такое спор?

По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

– Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.

– Поясните каждый элемент.

Работа с текстами.

1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

– Государственный.

– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте.

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

– Не цепляйся!

– Кто цепляется?

– Ты цепляешься!

– Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

– Я цепляюсь?

– Да. Ты!

– Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его.

– Ты сам! – и тоже толкает.

Творческая работа.

– Попробуйте о чем-нибудь поспорить.

Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.

Наши рекомендации