Самостоятельная работа. По материалам, подобранным дома, учащиеся готовят выступление и представляют его

По материалам, подобранным дома, учащиеся готовят выступление и представляют его классу.

Урок 109.
Местоимение как часть речи

Работа над ошибками.

В классе разбираются типичные ошибки, допущенные в диктанте.

Ознакомление с новым материалом.

– Тема сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

– Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось.

Подсказка: Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

– Что за имена заменяют местоимения?

– Какие именные части речи вы знаете? Что они обозначают?

– Прочитайте определение местоимения на с. 164 учебника.

– Вспомните постоянные и непостоянные признаки частей речи.

– Какую синтаксическую функцию они могут выполнять?

– На с. 164 прочитайте об изменении местоимений и их синтаксической функции. Сделайте вывод.

– Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни се!»

– Прочитайте о разрядах местоимений.

Упражнения 390, 391.

Творческий диктант.

– Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.

Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.

Упражнение 393 (устно).

Итог урока.

– Что такое местоимение?

– Для чего нужны местоимения?

– Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?

Домашнее задание: упражнение 392, подготовить доклад (одному из учеников) о местоимениях ты и вы.

Урок 110.
Личные местоимения

Проверка домашнего задания.

Работа с теоретическим материалом.

– Самостоятельные наблюдения учащихся (выполнение упражнения под знаком «звездочка»).

– Объяснение учителя.

Упражнения 394–396.

4. Доклад о правилах употребления ты и вы в царской России.

В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам – «ты».

Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»:

«30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение:

Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

– Ответь мне, Франция, как звали тех героев?

Имен их здесь на памятнике нет!

«Свободной ставши вмиг – спросить их не успела!

– Вот мой ответ!»

Это упоминание о революции подымает бурю.

Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?»

Выражение «ты» вместо общеупотребительного «вы» не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.

На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь».

Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету... Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана».

Материал взят из книги «Занимательно о русском языке» В. А. Ивановой и др.

– Расскажите об употреблении местоимений ты и вы в наше время.

Лингвистическая задача.

– Прослушайте отрывки из стихотворений.

– Определите, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым и в каком – Исаковским?

Памяти Добролюбова

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

(Н. А. Некрасов.)

Ты по стране идешь, и нет преграды,

Чтобы тебя остановить могла.

Перед тобой смолкают водопады

И отступает ледяная мгла.

Ты по стране идешь. И все твои дороги

Перед тобой раскрыла мать-земля.

Тебе коврами стелются под ноги

Широкие колхозные поля...

(М. Исаковский.)

Творческий диктант.

– Исправьте ошибки в предложениях, запишите. Подчеркните личные местоимения.

1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

3. Я с отцом ездили на рыбалку.

4. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать.

5. Он был любимцем с детства матери.

Домашнее задание:упражнение 397.

Урок 111.
Личные местоимения

Выборочный диктант.

Учитель читает отрывок из сказки А. С. Пушкина. Задача учащихся – выписать все личные местоимения и указать их падеж.

...Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости...

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной,

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

И сидит в нем царь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Наши рекомендации