Заявлениями и предложениями граждан

В соответствии с Конституцией граждане Российской Федера­ции имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в преде­лах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, при­нять по ним решения и дать мотивированный ответ в установлен­ный срок.

Граждане Российской Федерации пишут письма в различные
инстанции, но больше всего писем поступает в Министерство труда
и социального развития. Чаще всего пишут люди пожилого воз­
раста, от них поступает более 70 % обращений. Пишут о своем
наболевшем, о маленьких пенсиях, на которые невозможно про­
жить. Недовольны «северяне» — требуют начислить к рассчитан­
ной по индивидуальному коэффициенту пенсии районный коэф­
фициент. Много обращений в связи с. Принятием ^-------------- --■

Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пен­сий» — люди считают несправедливым исключение из трудового стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми и инвалидами. Много писем поступает о задержке пенсий и непогашенном долге. Иногда вместо пенсий в регионах предлагают получать товары, беспроцентные ссуды и т. д.

Существует три основных вида обращений: предложение, заяв­ление, жалоба.

Предложение — вид обращения, цель которого обратить внима­ние на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставлен­ных задач.

Заявление — вид обращения, направленный на реализацию пред­ставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Вы­ражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятель­ности государственных органов, предприятий, учреждений, орга­низаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о наруше­нии субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и кри­тика в адрес государственных или общественных органов, пред­приятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдель­ных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, на­рушение его субъективных прав, предусмотренных законодатель­ством.

Во многих случаях предложения, заявления и жалобы выступа­ют в чистом виде, т. е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, за­явление о назначении является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника управления социальной защиты населения города является жалобой в чистом виде и т. д. Однако часто встре­чаются обращения, носящие смешанный характер, так в одном обращении могут быть заявление и жалоба.

Работа с письменными обращениями граждан в органах соци­альной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях соци­ального обеспечения».

Руководитель учреждения социальной защиты населения несет персональную ответственность за правильную организацию рабо ты с письменными обращениями граждан. Это важный участок работы любого учреждения, тем более социальной защиты. Важно помнить, что за каждым письмом стоит человек и не просто чело­век, а человек больной, инвалид, пожилой, одинокий, заслужен­ный, но теперь беспомощный, и вовремя полученный ответ на письмо, возможно, вернет его к жизни или даст силы для преодо­ления невзгод. Работники органов социальной защиты населения должны об этом помнить постоянно.

Среди письменных обращений, поступающих в управление со­циальной защиты населения города или района, особое внимание необходимо уделять обоснованным жалобам. Инструкция по рабо­те с письменными обращениями граждан устанавливает несколь­ко этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.

Особое внимание необходимо обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков — это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.

Работники органов социальной защиты должны уметь грамот­но и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель по­лучил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсио­неров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой.

Как правило, ведущий или главный специалист органов соци­альной защиты ежеквартально проводит анализ поступивших пи­сем, который затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива. Схема анализа поступающих писем представ­лена ниже.

Общее количество поступивших писем В том числе повтор­ных Харак­тер письма Откуда посту­пило письмо Жалобы, в том числе обоснован­ные Сроки рассмот­рения жалоб Приня­тые меры
             
             

Работа с письмами складывается из нескольких этапов.

Прием, регистрация и учет писем граждан

1. При приеме писем проверяется правильность их адресования.
Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвра­
щаются почтовому предприятию связи для направления адресату.

Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчи-тываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в пись­ме приложений или их части отражается в акте и об этом сообща­ется заявителю.

2.Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также
письма, адресованные отраслевому отделу писем Министерства
или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по
назначению.

3.На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается
пометка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.

4.Все поступающиеся письма должны быть централизованно
зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-кон-
трольных карточках:

Лицевая сторона

Регистраиионно-контрольная карточка

заявлениями и предложениями граждан - student2.ru

Регистрационный индекс письма указывается в регистрацион­ном штампе, который проставляется в правом верхнем углу со­проводительного письма или на первой странице письма заявите­ля. Индекс состоит из условного цифрового обозначения струк­турного подразделения учреждения, начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего письма (например, 4-И-5201).

5. При повторном поступлении письма к нему подбирается име­
ющаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму
присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее
поступившие в данном календарном году письма. В регистрацион-
но-контрольной карточке указывается дата поступления нового
письма.

Повторными следует считать письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, а также письма, в которых содержатся новые воп­росы или дополнительные сведения, повторными не считаются.

6.В случаях, когда в письме заявителя или коллективном пись­
ме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной
карточки заводится ссылочная карточка, в которой полностью
указывается фамилия, имя и отчество лица, в отношении которо­
го написано письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные
карточки содержатся в картотеках в строго алфавитном порядке.

7.Коллективные письма регистрируются по фамилии первого
заявителя. Одновременно выписываются ссылочные карточки на
нескольких лиц, подписавших это письмо.

8.Письменное обращение гражданина должно содержать следу­
ющие данные: фамилия, имя, отчество обратившегося, место его
жительства, либо работы и учебы. Без этих сведений обращение
признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Рассмотрение и разрешение писем граждан

1.Зарегистрированные письма граждан в день поступления пе­
редаются руководителю учреждения, который поручает лицу (ис­
полнителю) рассмотреть по существу вопросы, поставленные в
письме, и подготовить текст ответа.

2.Письма передаются исполнителю под расписку на алфавит­
но-регистрационной карточке.

2Если в резолюции руководителя указано несколько исполните­лей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.

3.Передача писем из одного структурного подразделения в дру­
гое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-
регистрационной карточке.

4.В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разреше­
ние которых не относится к компетенции органов социального
обеспечения, копия или выписка из письма направляется по при­
надлежности, о чем заявитель ставится в известность.

5.Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицам
и учреждениям, действия которых обжалуются.

Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточ­но для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, истребуются материалы про­верки с заключением обоснованности принятого решения. В слу­чае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения.

6. Ответы на письма граждан дают руководители и другие упол­
номоченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан
в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается
соответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке.
При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необ­
ходимо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходи­
мых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.

Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действую­щему законодательству.

7. Проект подготовленного ответа на письмо визируется испол­
нителем в левом нижнем углу и передается на подпись руководи­
телю.

Исполнитель несет ответственность (одновременно с лицами подписавшими) за содержание, ясность и четкость изложения от­ветов, достоверность ссылки на нормативные акты.

8.Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несог­
ласием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, на­
правленные в вышестоящие организации, а также ответы на пись­
ма, находящиеся на особом контроле, подписываются руководи­
телем учреждения или его заместителем.

9.Если письмо рассматривалось работниками нескольких отде­
лов (секторов), заявителю направляется один ответ. Проект пись­
ма готовится ответственным исполнителем, согласовывается с дру­
гими исполнителями, визируется ими, после чего передается на

подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. От­ветственность за это в равной степени несут все указанные в резо­люции исполнители.

10.Запрещается вносить изменения в содержание уже подпи­
санного письма без разрешения должностного лица, его подпи­
савшего.

11.Полученные от заявителя документы возвращаются ему за­
казным отправлением вместе с ответом, если нет иного поруче­
ния контролирующего органа.

В тех случаях, когда документы приобщены к материалам про­верки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.

12. При возвращении документов в письме перечисляются наи­
менования подлинных документов (о трудовом стаже, заработной

| плате, а также медицинский документ) и указывается общее чис­ло приложений.

Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах со­циального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В дру­гие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.

13. Подписанные письма передаются для отметки на алфавит-
но-регистрационной карточке, после чего отправляются адресату.

Наши рекомендации