Тема 12. Речь в межличностных и общественных отношениях
Задания
1. Запишите разговоры детей, людей разных профессий. Сравните их речевое поведение. Проанализируйте их язык.
2. Выполните анализкоммуникативного процесса (на выбор студента) по плану:
1. Кто и кому передает информацию (источник и получатели)?
2. Почему осуществляется коммуникация (интенции, цели отправителя)?
3. Как происходит коммуникация (канал, язык, кодирование и декодирование)?
4. В чем состоит содержание коммуникации (текст и контекст)?
5. Каковы последствия коммуникации (планируемые и непланируемые эффекты)?
Тема 13. Особенности деловой коммуникации.
Задания
1. Составьте словарь ключевых терминологических понятий по теме «Особенности деловой коммуникации».
2.Опишите профессиональные ситуации, в которых приемлемым являетсяпроведение «мозгового штурма». Сформулируйте 3-5 тем для него.
3.Подготовьте презентацию на одну из тем (на выбор студента):
– «Деловая беседа. Функции и виды бесед»;
– «Особенности делового телефонного разговора»;
– «Искусство переговоров»;
– «Мозговой штурм» и технологии его проведения».
Тема 14. Основы ораторского искусства.
Задания
1. Прочитайте изречения, имеющие отношение к красноречию, риторике, общению, культуре речи. Распределите их по следующим тематическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи; 3) фактор адресата, направленность на слушающего. Есть ли здесь изречения, с авторами которых вы хотели бы поспорить?
1. Конечная цель красноречия – убеждать людей. (Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, ХVIII в)
2. Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, строй- но, с достоинством при исполнении. (Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, 1 в. до н.э.)
3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (Михаил Ломоносов, русский ученый-универсал, ХVIII в.).
4. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно (Ираклий Андроников, русский литературовед, писатель, импровизатор).
5. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий (Михаил Сперанский, русский государственный деятель, XVIII-XIX в.в.).
6. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце (Василий Ключевский, русский историк, XIX в.).
7. Только разработка предмета делает речь восхитительной... Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и, наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением (Цицерон).
8. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения (Дейл Карнеги, философ, психолог, ритор, США, ХХ в.).
9. Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи (Виктор Гюго, французский писатель, XIX в.).
10. Мысль изреченная есть ложь (Тютчев Федор Иванович, русский поэт, XIX в.)
11. Свободным человек может быть только в мыслях (Мартин Хайдеггер, немецкий философ, ХХ в.).
12. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ею (Гегель Георг Вильгельм Фридрих, великий немецкий философ, XVIII-XIX в.в.).
13. Ржавеет золото и истлевает сталь.
Крошится мрамор.
К смерти все готово.
Всего сильнее на земле печаль,
И долговечней царственное слово.
(Ахматова Анна Андреевна, поэт, ХХ в.)
14. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано иных средств, кроме образов и сравнений (Артур Шопенгауэр, немецкий философ, XIX в.).
15. Ложь – это наиболее современная и актуальная форма зла (Михаил Бахтин, русский философ, ХХ в.).
16. Дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения (Аристотель, древнегреческий мыслитель, универсальный ученый, IV в. до н. э.).
17. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, оформить собственные убеждения. (Д. Карнеги).
2.Подготовьтесь к выступлению с речью-рассуждением по одному из предложенных ниже афоризмов (номер афоризма соответствует порядковому номеру студента в журнале).
1. Оскар Уайльд: «Правда редко бывает чистой и никогда простой».
2. С. Е. Лец: «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».
3. Бернард Шоу: «Деньги не делаются при ярком свете».
4. В. Гюго: «Гораздо точнее судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям».
5. П. Капица: «Человек молод, когда он ещѐ не боится делать глупости».
6. Ф. Ларошфуко: «В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в неѐ автор».
7. Дороти Паркер: «Любовь как ртуть: можно удержать еѐ в открытой ладони, но не в сжатой руке».
8. К. Симонов: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным».
9. О. Уайльд: «Все мы погрязли в болоте, но некоторые из нас смотрят на звезды».
10. Уильям Фолкнер: «Жизнь – это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми».
11. О. Генри: «Жизнь состоит из рыданий, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают».
12. Цицерон: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всѐ равно что лишить мир солнечного света».
13. Бенджамин Дизраэли: «Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия».
14. Оскар Уайльд: «Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы».
15. Л. Н. Толстой: «Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям».
16. Мишель Монтень: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
17. Сенека: «Наградой за доброе дело служит свершение его».
18. Генри Томас Бокль: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен».
19. Людвиг ван Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».
20. Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».