Представления о межличностных отношениях

Цель данного раздела – рассмотреть и проанализировать различные точки зрения (взгляды ученых–психологов, изучавших проблему отношений) на дефиницию понятия межличностные отношения, как одного из значимых и не теряющих своей актуальности для социальной психологии.

Понятие межличностные отношения призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса взаимодействия между людьми. Р.Бейлс выделяет следующие виды взаимодействий, которые разносятся по следующим рубрикам:

● Область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения.

● Область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других.

● Область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании.

● Область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [27].

Типы взаимодействия отражают разные стороны межличностных отношений: эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты межличностных отношений. Происходит сочетание эмоций и разума, определяющее всю глубину, многообразие и сложность изучаемого феномена. Все компоненты отношений должны находиться в «соразмерном единстве». В противном случае будет то, что можно выразить словами Ивана Ильина, писавшего, что «обогащенная память и подвижная мысль – при мертвом и слепом сердце - создает ловкого, но черствого и злого человека» [114].

Ряд исследователей рассматривает межличностные отношения в одном ряду с общественными отношениями, в основании их или на самом верхнем уровне [155]. Межличностные отношения также рассматриваются как отражение в сознании общественных отношений [195].

Г.М.Андреева (2002) отмечает, что «природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений…» [19, с.72]. Межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями: идеологическими, политическими, социальными, экономическими. «В действительности содержанием межличностных отношений, в конечном счете, является тот или иной вид общественных отношений, т.е., определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большей мере скрытыми. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения» [19, с.72-73].

На наш взгляд корректнее говорить не об общественных отношениях, а о социальных (деловых, ролевых и т.п.). Считаем также, что содержание межличностных отношений не всегда представляет собой некую социальную деятельность. Безусловно, специфика той или иной жизненной сферы, значимость ее накладывает отпечаток на межличностные отношения, но не определяет их характер в полной мере. Непонятно также, на каком основании автор говорит о том, что «сущность и содержание межличностных отношений остаются скрытыми». А то, что социальные (общественные) отношения детерминируются социально-экономическими и политическими отношениями – есть неоспоримый факт.

Для межличностных отношений политические и социально-экономические отношения не являются определяющим моментом. Для межличностных отношений важен, прежде всего, сам субъект (субъекты) отношений, со своей уникальностью и неповторимостью. Однако, как показывает жизненный опыт, социальный статус, политические взгляды, материальное положение и т.п., также служат факторами, условиями которые будут способствовать сближению или отдалению, дистанцированию людей друг от друга, определяя тем самым характер складывающихся между ними отношений.

Таким образом, любой акт взаимодействия будет межличностным, носить формально-деловой или интимно-личностный характер, и обладать разной степенью психологической близости.

Т.Шибутани (1999) представляет межличностные отношения, как «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Кроме того, шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать» [274, с.274].

Отметим, что в представленной выше позиции остается не понятным: - какие личностные черты, в наибольшей степени влияют на взаимодействие? Контакт, какой длительности, продолжительности можно считать межличностным? Каким может быть характер отношений? На эти вопросы Т.Шибутани не дает ответа.

А.В. Петровский разрабатывал теорию деятельностного опосредования межличностных отношений. В этой теории принцип деятельности образует центральное звено общепсихологического понимания человека. В основе лежит представление о том, что в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности [195].

Рассмотрение межличностных отношений с точки зрения совместной деятельности имеется в работах В.Н.Куницыной и соавторов. Межличностные отношения – это «система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей» [140, с.194].

Безусловно, психологическая теория деятельности внесла значительный вклад в развитие психологической мысли, особенно в нашей стране. Тем не менее, считаем, что не все формы человеческого бытия поддаются описанию, объяснению и пониманию с позиции деятельностного подхода. Что касается развития отношений в трудовом коллективе, на производстве, то для объяснения их развития данный подход вполне уместен. В данном случае отношения обусловлены производственной, трудовой необходимостью в совместной деятельности. Однако такой подход не учитывает личностные особенности субъектов отношений, их оценку, восприятие, понимание и принятие друг друга. В основе таких отношений лежит достижение определенных целей организации, коллектива и т.п. Отношения носят преимущественно безличный - формальный характер.

Другой отечественный психолог Г.С.Абрамова указывает на то, что пространство межличностных отношений образуется психическими реальностями взаимодействующих субъектов [1]. Соответственно, характер межличностных отношений, их благоприятность / не благоприятность, удовлетворенность / не удовлетворенность ими будет определяться общностью смыслового поля и сенсорного опыта субъектов отношений.

Отметим, что слово межличностные указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек (люди), но и на взаимную направленность друг на друга взаимодействующих людей. Тем самым они отличаются от таких видов отношений, как отношение к живой и не живой природе, межгрупповые отношения.

При рассмотрении межличностных отношений в контексте межличностной коммуникации [140], обращают внимание на следующие моменты.

1. Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным кратковременным, ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым, длительным взаимоотношениям.

2. Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т.п., - это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3. Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство, как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотрение содержания эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым, межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Считаем, что межличностные отношения не всегда предполагают наличие определенных шаблонов поведения. В противном случае они будут лишены оригинальности. Шаблонность межличностных отношений возможна только в хорошо известных и знакомых для субъектов (партнеров) ситуациях. Однако жизнь, равно как и все человеческое существование – это порядок из хаоса, но тот порядок, который устанавливает либо сам субъект, либо универсальные законы человеческой жизни, а здесь шаблоны не работают! При шаблонном понимании межличностных отношений мы лишаем их уникальности и неповторимости.

В работах В.Н.Куницыной также можно найти также следующее определение межличностных отношений. Это «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [140, с.195].

Понимание отношений как взаимных ориентаций имеется в работах Г.С. Абрамовой. Она понимает межличностные отношения как пространственно-временное образование, которое простирается, как в прошлое истории человечества, так и обращено к его далекому и реальному будущему времени. Содержанием межличностных отношений выступает ожидание людьми друг от друга взаимно известных форм активности. Межличностные отношения – это «реализация известных, знакомых, узнаваемых, понятных, ожидаемых форм активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды» [1, с.233].

И опять перед нами встает вопрос: - А как же быть с проявлением творчества, новизны, естественности, спонтанности в отношениях? Или, как только отношения переходят на межличностный уровень, то они становятся стереотипными? Конечно, субъекты отношений стремятся (да и хотят) стабильности, определенности относительно друг друга; хотят бесконфликтных, ровных, спокойных отношений. На наш взгляд, отсутствие этого превращает отношения в привычку, они становятся скучными и однообразными. Не потому ли люди спорят и конфликтуют друг с другом по самым незначительным вопросам, чтобы хоть как-то разнообразить серость и обыденность своих отношений и жизни в целом. Люди, вступающие в контакт, создающие отношения – разные, имеют различные взгляды, ценности, привычки и т.п., что и обуславливает с одной стороны интерес друг к другу, а с другой – появление противоречий, споров и конфликтов, конструктивное разрешение которых приводит к познанию себя и своего партнера, и способствует переходу отношений на качественно иной – более глубокий уровень.

Е.В. Андриенко (2000) определяет межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру, определяющуюся:

а) социальным статусом человека;

б) его позицией в системе формальных отношений;

в) чувствами, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности [20].

Безусловно, отмеченные Е.В.Андриенко детерминанты имеют место, и их нужно учитывать в процессе анализа межличностных отношений, но только при анализе внутригрупповых отношений. Анализируя описанную позицию, перед нами встает вопрос: – А все ли социальные (общественные) отношения предполагают совместную деятельность? Если все это так, то какова же специфика именно межличностных отношений (выделено мной – С.Д.). Если это так, то вся наша жизнь – есть совместная деятельность, даже в тех случаях, когда мы переживаем любовь к близким, например, к своим детям или родителям.

В психологической литературе встречается такое понятие, как близкие отношения, которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, John Welwood (1990) отмечал, что в близких отношениях доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Такие отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [295].

В книге Я.Л.Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» встречается такое понятие, как взаимоотношения. Под ними понимается «специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения» [126, с.33]. Соответственно, взаимоотношения правомерно рассматривать как синоним межличностных отношений, т.к. проблематично и даже невозможно представить межличностные отношения без взаимоотношений. Как пишет Я.Л.Коломинский, взаимоотношения – «это обязательные прямые межличностные отношения» [126, с.32].

Подводя итог сказанному, отметим, что в психологической литературе встречаются довольно разнообразные и, порой, в некотором смысле, противоречивые и неоднозначные представления о межличностных отношениях. Общим в этих определениях является наличие совместной деятельности, которая является ведущей, как для их организации (начала), так и для их развития, определяя, тем самым характер отношений между людьми, особенности их восприятия и понимания друг другом, межличностную коммуникацию.

Считаем, что межличностные отношения (это вытекает из самого словосочетания) предполагают и представляют собой отношения между личностями, индивидуальностями. Именно личностный компонент становится в них доминирующим. Только когда субъекты отношений начинают воспринимать и видеть друг в друге собственно личностностное начало, личность и уникальность независимо от социального положения и материального достатка, только тогда это будут в полной мере межличностные отношения. Таким образом, межличностные отношения предполагают так называемую диалогическую ориентацию субъектов относительно друг друга. Они предполагают определенную значимость людей друг для друга.

Благоприятные, удовлетворяющие субъектов межличностные отношения предполагают самоценный контакт и носят конструктивный характер. Субъекты отношений обладают определенной значимостью, ценностью друг друга. Отсюда, по-видимому, такая эмоциональная нагруженность межличностных отношений.

Как пишут А.А.Кроник и Е.А.Кроник значимость – «это свойство людей, вещей, идей, всего существующего в мире делать нас добрее или злее, правдивее или лживее, прекраснее или безобразнее, т.е. приближать к истинному жизненному предназначению или отдалять от него» [131, с.30].

Изучение отношений и роли значимого другого для становления и развития человека можно найти в работах Ч.Кули и Дж.Мида. Так, развивая идею «зеркального Я» Ч.Кули писал, что подобно тому, как мы в видим зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер и т.п., и это определенным образом воздействует на нас. Джордж Мид ввел понятие «обобщенный другой», в образе которого кристаллизируются частные точки зрения других людей на данного человека; именно образ «обобщенного другого» определяет самосознание и поведение человека [132].

Т.Шибутани указывал, что значимые другие - это люди, отношения с которыми способствуют личностному развитию человека. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления Я-концепции человека, от них зависит укрепление такой персонификации [274].

В.М.Погольша (1998) анализируя термин значимый, говорит о глубине чувств, ассоциируя это со словами «близкий», «дорогой», «любимый». Критериями, индикаторами значимости, но не влиятельности человека (однако можно ли быть значимым, и не оказывать ни какого, даже самого малого, влияния на человека? – выделено мной С.Д.) выделяют следующие:

1. Более близкие эмоциональные отношения, присутствует «духовная» связь, симпатия. Значим только для меня.

2. Его влияние я выбираю сам, добровольно стремлюсь быть рядом. Двусторонний контакт на основе свободы и взаимодоверия. Оставляет право выбора.

3. Этот человек дорог и любим, за него беспокоишься, ради него можно пожертвовать всем.

4. Полное доверие, не нужно скрывать свои чувства, можно быть самим собой.

5. Его присутствие необходимо, без него трудно. Важно ощущать, что он рядом, и важно то, что он вообще есть.

6. Дает ощущение собственной полноценности, нужности, значимости.

7. Он необязательно самый влиятельный и может ничего не добиться в обществе, в карьере, но значим для меня. Им восхищаешься, общение с ним радует.

8. Его влияние является поддержкой для меня, он умеет выслушать, понять, простить, быть верным.

9. Ему просто доверяешь, его положительные оценки всегда хочется получать.

10. Благодаря ему, я сам что-то меняю в своей жизни, в себе.

11. Его влияние более бессознательно [199].

Отношения со значимыми людьми предполагают не только реальное – объективное бытие людей друг для друга, то есть их непосредственное взаимодействие, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность в отношениях.

В нашей работе межличностные отношения – это любые отношения между людьми (или субъектом и группой людей), разворачивающиеся в определенных социальных ситуациях межличностного взаимодействия; они могут носить как интимно-личностный, так и формально-деловой характер.

Субъекты отношений, с одной стороны, стремятся понять друг друга, вникнуть во внутренний мир и увидеть, «что представляет собой другой человек», а с другой - каждый из участников стремится быть адекватно понятым со стороны партнера.

Важным моментом при изучении межличностных отношений и дистанции в них, как в теоретическом, так и в практическом плане, является вопрос об их структуре, рассмотрению которого будет посвящена следующая часть книги.

Наши рекомендации