Понятие о межличностных отношениях

Межличностные отношения – субъективно переживаемые, объективно существующие связи между людьми. 1) гармоничные 2) противоречивые

Механизмы социальной перцепции:

Социальная перцепция – это социально обусловленное восприятие социальных объектов. Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.

Установка – неосознанная готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации.

1) когнитивные измерения – мнение, убеждение, которых придерживается человек в отношении какого-либо субъекта

2) аффективное – положительные или отрицательные эмоции отношения к конкретному человеку или информации

3) поведенческое измерение – готовность к определенной реакции поведения, соответствующие убеждениям человека.

Рефлексия – осознание действительности личностью того, как воспринимается партнером по общению.

Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:1) установки, оценки, убеждения. 2) сформировавшиеся стереотипы. 3) стремление сделать преждевременное заключение о личности до того, как о нем получена исчерпывающая информация 4) безотчетное структурирование личности другого человека 5) аффект ареола – первоначальное отношение к одной стороне личности переваливается на всю личность 6) эффект переоценивания 7) аффект проецирования 8) аффект первичности 9) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей 10) эффект последней информации

Предубеждение – эмоциональная оценка людей, не зная их мотивов и поступков.

Виды межличностных отношений:

1) официальные 2) неофициальные 3) эмоциональные 4) рациональные 5) личные

Общение, его функции, структура.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми, порождающий потребность совместной деятельности.

Функции:

1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности 2) оно выполняет коммуникативно-сверочную функцию 3) формирующая

5) играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека 6) самоутверждение 7) организующая функция 8) прагматическая функция 9) внутриличностная функция

Виды средств:

1) вербально-речевые 2) невербальные – мимика, жесты, пантомимика, поза, осанка, походка и т.д.

В структуру речевого общения входят:

1) значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность, доступность, правильность построения фразы, смысл интонации

2) речевые, звуковые явления: темп речи, высота голоса, его тональность, ритм, интонация, дикция

3) выразительность качества голоса, смех

Стороны общения:

1) коммуникативная – обмен информацией между людьми 2) интерактивная – организует взаимодействие между людьми3) персептивное – восприятие партнеров по общению Этапы:

1) потребность 2) ориентировка в целях общения в ситуации 3) ориентировка в личности собеседника 4) планирование содержания своего общения 5) выбор конкретных средств по манере поведения 6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника 7) корректировка направления, стиля и методов общения

Виды общения.

1. По содержанию:

- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

- Когнитивное (обмен знаниями)

-Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

- Мотивационное (обмен побуждениями, целями)

- Деятельностное (обмен умениями и навыками)

2. По целям:

• Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

• Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов.

3. По средствам:

• Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки).

• Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).

• Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.

• Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

3. Выделяют и другие виды общения:

- Межличностное общение (отлич-ся эмоц-ным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоц-ой привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от соц. рангов и ролей).

- Ролевое (деловые) общение (отношения, построенные на деловых, формально-эмоц-ных контактах). Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник–подчинённый, милиционер–нарушитель).

- Ритуальное общение (пролог к общению, но может выполнять и сам-ую функцию). Особенность закл-ся в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала.

- Монологическое общение (форма общения, кот.предполагает позиционное неравноправие). Одно лицо- автор воздействия, обладает актив-ю и осознанными целями. Второе лицо–пассивное.Видами монологического общения явл. императив и манипуляция.

-Императивное общение (авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками).

-Манипуляция (вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений).

-Диалогическое общение (равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению).

Наши рекомендации