СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1.Основы общей психологии
1.Основы общей психологии. (изд. 2-е, 1946 г.) Серия: Мастера психологии. Издательство: Питер, 2002 г. , 720 с,
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений Изд.: Питер,
2009. — 576 с.,
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Рис. 1. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 2. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 3. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 4. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 5. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 6. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 7. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 8. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 9. Исследование определённых психологических качеств и свойств личности (ацентуаций характера) путем тестирование 10-ого класса модифицированным опросником (МПДО) Личко А.Е
Рис. 10. Оценка межличностного восприятия в группе путем тестирования 10-ого класса методикой «Оценка отношений подростка с классом».
Рис. 11. Оценка межличностного восприятия в группе путем тестирования 10-ого класса методикой «Оценка отношений подростка с классом».
Рис. 12. Оценка межличностного восприятия в группе путем тестирования 10-ого класса методикой «Оценка отношений подростка с классом».
Рис. 13. Оценка межличностного восприятия в группе путем тестирования 10-ого класса методикой «Оценка отношений подростка с классом».
Рис. 14. Оценка межличностного восприятия в группе путем тестирования 10-ого класса методикой «Оценка отношений подростка с классом».
Рис. 15. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
Рис. 16. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
Рис. 17. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
Рис. 18. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
Рис. 19. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
Рис. 20. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
Рис. 21. Оценка различных форм агрессивных и враждебных реакций путем тестирования 10-ого класса методикой выявления агрессивности Басса –Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Модифицированный опросник (МПДО) Личко А.Е
· В детстве я был веселым и неугомонным.
· В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
· В детстве я был таким же, как и сейчас: меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить.
· У меня часто бывает плохое самочувствие.
· В детстве я был обидчивым и чувствительным.
· Я часто опасаюсь, что с моей мамой что-то может случиться.
· Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
· В детстве я был капризным и раздражительным.
· В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
· Считаю, что самое важное – несмотря ни на что, как можно лучше провести сегодняшний день.
· Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне невыгодно.
· Как правило, у меня хорошее настроение.
· Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохое.
· Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
· Я часто испытываю вялость, недомогание.
· К спиртному я испытываю отвращение.
· Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
· Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
· Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
· Я не вижу у себя больших недостатков.
· От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, то молча слушаю, думая о другом.
· Все мои привычки хороши и желательны.
· Мое настроение не меняется от незначительных причин.
· Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
· Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
· Периодами я чувствую себя бодрым, периодами – разбитым.
· Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
· Мое отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
· Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
· Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
· Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
· Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
· Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
· Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
· Я плохо переношу голод – быстро слабею.
· Одиночество т переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
· У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
· Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
· Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
· Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
· Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня неудовлетворяют.
· Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
· Как правило, я не готов w уроки.
· Я всегда говорю взрослым только правду.
· Приключения и риск меня привлекают.
· К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
· Мое настроение прямо зависит от школьных и домашних дел,
· Я часто устаю к концу дня, причем так, что кажется – совсем не осталось сил.
· Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
· Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
· У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
· Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
· Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
· Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
· Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
· Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
· Я могу идти впереди других 9 рассуждениях, но не в действиях.
· Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
· Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
· Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
· Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
· Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
· Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
· Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актером.
· Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно – все само собой образуется.
· Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
· Я убежден, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
· Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
· Довольно часто мое настроение отражается в моих поступках.
· Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
· Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
· Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
· Я могу выслушивать критику и возражения, но стараюсь все равно все сделать по-своему.
· Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
· Я практически никогда не испытываю чувство стыда или застенчивости.
· Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
· Я никогда не говорю о других дурно.
· Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
· Иногда мое построение зависит от погоды.
· Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
· Жизнь кажется мне очень тяжелой.
· Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
· Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно.
· Мне кажется, что другие меня не понимают.
· Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
· Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
· Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
· Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
· При неудаче я могу посмеяться над собой,
· У меня бывают периоды подъема, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
· Если мне что-то не удается, я могу отчаяться и потерять надежду.
· Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
· Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм
· Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений
· Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
· Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю пробив нее.
· Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории
· Считаю, что лучшее времяпрепровождение – это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
· Я никогда не опаздываю в школу или еще куда-нибудь
· Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
· Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
· Я не умею командовать другими людьми.
· Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
· Не люблю всякие опасные и рискованные приключения,
· У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
· Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
· Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
· Я всегда высказываю свое мнение, если что-то обсуждается в классе.
· Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
· Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
· Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти.
· Мне иногда бывают неприятны праздники.
· Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
· Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
· Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
· Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.
· Меня привлекав только то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
· Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
· Если я кого-то не уважаю, мне удается вест себя так, что он этого не замечает.
· Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
· Мне нравятся все школьные предметы.
· Я часто бываю вожаком в играх.
· Я легко переношу боль и физические страдания.
· Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуютиликогда мне возражают.
· Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всем, особенно часто – о своем здоровье.
· Я редко бываю беззаботно веселым.
· Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы все было хорошо.
· Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса,
· Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
· Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
· Учеба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще не учился бы.
· У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
· У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой веселый.
· Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
· Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
· Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
· Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят,
· Учителя считают меня аккуратным и старательным.
· Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
· Мне нравится, когда мне подчиняются.
· Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
· Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
· Я никогда никому не желал плохого.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика «Оценка отношений подростка с классом»
· Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто. А – знает больше, чем я;
· Б – все вопросы стремится решать сообща;
· В – не отвлекает внимание преподавателя.
· Лучшими преподавателями являются те, которые:
· А – используют индивидуальный подход;
· Б – создают условия для помощи со стороны других;
· В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
· Я рад, когда мои друзья:
· А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;
· Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
· В – помогают другим, когда представится случай.
· Больше всего мне нравится, когда в группе:
· А – некому помогать;
· Б–не мешают при выполнении задачи;
· В – остальные слабее подготовлены, чем я.
· Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
· А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;
· Б – мои усилия достаточно вознаграждены, В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
· Мне нравятся коллективы, в которых:
· А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
· Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;
· В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.
· Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.
· А – создают дух соперничества между учениками,
· Б–не уделяют им достаточного внимания,
· В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.
· Больше всего удовлетворение в жизни дает:
· А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;
· Б – возможность получения новой информации от других людей;
· В – возможность сделать полезное другим людям.
· Основная роль должна заключаться.
· А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
· Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
· В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.
· Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
· А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
· Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
· В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
· Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
· А – имел ко мне индивидуальный подход;
· Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;
· В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
· Нет ничего хуже того случая, когда:
· А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;
· Б – чувствуешь себя ненужным в группе;
· В – тебе не помогают окружающие.
· Больше всего я ценю:
· А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;
· В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.
· Я хотел бы.
· А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,
· Б – работать индивидуально с преподавателем, · В – работать со сведущими в данной области · людьми. |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Опросник агрессивности Басса-Дарки
· Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
· Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
· Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
· Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
· Я не всегда получаю то, что мне положено.
· Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
· Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.
· Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
· Мне кажется, что я не способен ударить человека.
· Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
· Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
· Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
· Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться
· благоприятными обстоятельствами.
· Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
· Я часто бываю не согласен с людьми.
· Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
· Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
· Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
· Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.
· Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
· Меня немного огорчает моя судьба.
· Я думаю, что многие люди не любят меня.
· Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
· Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
· Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.
· Я не способен на грубые шутки.
· Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
· Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
· Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
· Довольно многие люди завидуют мне.
· Я требую, чтобы люди уважали мои права.
· Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.
· Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
· От злости я иногда бываю мрачен.
· Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
· Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
· Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
· Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
· Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
· Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.
· Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
· Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
· Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
· Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
· Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
· Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
· Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
· Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
· С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
· Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
· Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
· Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.
· Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
· Неудачи огорчают меня.
· Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
· Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
· Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
· Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
· Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
· Я ругаюсь со злости.
· Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
· Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.
· Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
· Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
· У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
· Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
· Я часто думаю, что жил неправильно.
· Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
· Я не раздражаюсь из-за мелочей.
· Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
· Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
· В последнее время я стал занудой.
· В споре я часто повышаю голос. -
· Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
· Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.