Формирование характера

Вопрос: Помимо мистического могущества, аскеза помогает сформировать характер. Какими возможностями для фор­мирования характера могут воспользоваться современные лидеры?

Ответ: Формирование характера — первейший приоритет для руководителя. Говорится, что сострадание и смирение — мате­ри добродетели, но характер, компетентность и мужество — это отцы добродетели, в особенности характер. Благодаря характе­ру человек может обрести то, чего нельзя купить за деньги.

Можно купить кровать, но не сон. Можно купить книгу, но не ум. Можно купить одежду, но не красоту. Можно купить лекарство, но не здоровье. Можно купить помещение, но не дом. Можно купить людей, но не друзей. Можно купить храм, но не Бога. Можно купить репутацию, но не характер.

Самые важные вещи в жизни приобретаются благодаря характеру и жертве. Внешних вещей, в частности денег, не­достаточно — необходимы искренняя решимость и высшее сознание. Словарь дает следующее определение: «Характер — это совокупность черт или признаков, составляющих инди­видуальность человека; ...нравственные и этические качест­ва; честность, сила духа и т.п.; целостность».

Причиной постоянного роста преступности является нравственная нищета. Недавно один конгрессмен сказал мне, что мы «постепенно становимся частью культуры, в ко­торой хорошо и плохо определяются так: хорошо — это проскочить, а плохо — это попасться. Если что-то вам нра­вится — делайте, если не нравится — не делайте. Если вам что-то надоело — бросьте это. Если кто-то создает вам не­удобства — расстаньтесь с ним. Если не можете справиться с проблемами — постарайтесь забыться в вине или нарко­тиках». Это действительно так. Люди сегодня лишены свя­зующего нравственного начала, способного руководить их поступками. Все, что у них осталось, — это чувственные же­лания.

Мы живем в эпоху, когда большинство людей не действует согласно этическим принципам. Люди не имеют ясных пред­ставлений о нравственности и внутренней целостности, по­скольку их приучили к мысли, что все относительно. Измыш­ления и отсутствие абсолютных ценностей не способны породить культуру высокой продуктивности, любви и доверия. Культура низкого доверия разрушает дух команды и синергию и порождает плохих менеджеров и никчемных лидеров.

В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.6) сказано, что никто не дол­жен занимать положение руководителя по отношению к дру­гим, если его характер не является безупречным. Мы живем в эпоху Кали, эпоху ссор и разногласий, и опорами этого века являются незаконный секс, убийство животных, пьянство и азартные игры. Сформировать характер — значит отказаться от этих видов деятельности и, по возможности, оградить от них других. «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что лидер должен заботиться не только о своих подданных, но и о рас­тениях и животных, находящихся в его царстве. В «Шримад-Бхагаватам» также сказано:

«Следует тщательно проверять личные качества четы­рех лидеров человеческого общества: санньяси, брахмана, царя и общественного деятеля — и то, насколько они со­ответствуют своему положению. Прежде чем принять кого-либо в качестве духовного учителя или светского ру­ководителя общества, нужно проверить, соответствует ли его характер вышеупомянутым критериям. Уровень академических знаний таких лидеров может быть и не­высоким, но, прежде всего, они должны быть свободны от четырех пороков: склонности к азартным играм, пьян­ству, разврату, убийству животных и мясоедению».

Царь Уттанапада тщательно изучил характер своего сына. Царь Парикшит также проявил большую силу характера; именно благодаря внутренней целостности и силе характера он смог управлять столь обширной империей.

Мы можем сами развить сильный характер, если будем изучать жизнь тех, кто обладал выдающимся характером. Характер - - это способность подняться над собственным эгоизмом и жить ради других. Характер — это то, как вы се­бя ведете, когда за вами никто не наблюдает. Поэтому мож­но укрепить свой характер, раскрывая себя другим таким, какой я есть наедине с собой. Характер формируется благо­даря ежедневной работе над своими мыслями, словами и поступками.

Будьте осторожны со своими мыслями —

они становятся словами;

Будьте осторожны со своими словами —

они становятся поступками;

Будьте осторожны со своими поступками —

они становятся привычками;

Будьте осторожны со своими привычками —

они становятся характером;

Будьте осторожны со своим характером —

он становится вашей культурой.

Этот список позволяет нам понять, каким образом мысли, слова и поступки превращаются в привычки, формирующие наш характер. Если мы будем более внимательно относиться к своим мыслям, словам и поступкам, то сможем естествен­ным образом улучшить свой характер. И наоборот — невоз­можно обладать характером, будучи слабым в одной из этих сфер. В конце концов, целостность и подразумевает компе­тентность во всех жизненно важных сферах.

Многие люди обладают слабым характером из-за недо­статка мужества. У них не хватает смелости, чтобы выступить против тех, кто посягает на истину, справедливость и беско­рыстие, и поэтому они идут на уступки.

Другим препятствием является чрезмерная привязанность к временным наслаждениям. Однако не следует путать эти временные наслаждения с непреходящим счастьем. Наслаж­дение - - просто эпизод, тогда как счастье — процесс. Как правило, наслаждения приходят к нам без особых усилий, од­нако позже трансформируются в беспокойства или разочаро­вания. Настоящее же счастье обычно приходит лишь после того, как мы преодолели какие-то трудности. Иными слова­ми, оно никак не связано с преходящими наслаждениями. Наслаждение основывается на стремлении делать то, что приятно в данный момент; подлинное счастье основывается на желании поступать в соответствии с нравственными принципами. Сегодня слишком многие предпочитают делать то, что хочется, а не то, что правильно.

Как мы уже упоминали, в первую очередь необходимо са­мому стать той переменой, которой мы ждем от других. Дру­гими словами, если меняемся мы, меняются и все остальные. Нужно постоянно задаваться вопросом: «Что должен изме­нить в себе я, чтобы помочь измениться другим?»

• Мы не сможем стать хорошими лидерами, если вначале не станем хорошими последователями.

• Мы не сможем создать хорошую команду, если сами не являемся членом хорошей команды.

• Мы не сможем приучить своих детей к самодисциплине, если сами ей не научимся.

• Мы не сможем наслаждаться счастливым браком, если не являемся хорошим партнером.

• Мы не сможем иметь хороших друзей, если сами не явля­емся хорошими друзьями.

• Мы не сможем создать хорошую общину, если сами не являемся хорошими соседями.

Китайская поговорка гласит: «Если ты расскажешь мне, я забуду. Если ты покажешь мне, я запомню. Если ты вовле­чешь меня, я пойму».

Сначала лидер должен рассказать людям о важности фор­мирования характера, затем обратить их внимание на тех, кто уже обладает им. Самое главное, чтобы лидер сам обладал сильным характером и всегда поступал, руководствуясь вну­тренней целостностью. Тогда он или она станет превосход­ной ролевой моделью для других, и людям будет легче понять, что значит иметь характер.

Уоррен Беннис, знаменитый профессор управления в биз­несе и первый директор Института Руководства при Универ­ситете Южной Калифорнии, считает, что руководство тожде­ственно характеру, с чем я полностью согласен. Он пишет: «Я думаю, что руководство и есть характер. Само слово «ха­рактер» происходит от греческого «запечатленный», а также от французского «выгравированный». Это не какой-то поверх­ностный стиль поведения — это сама суть нашей природы, наш истинный облик. Я также убежден, что по мере того, как мы растем и развиваемся, эволюционирует и наш характер.

Последнее наставление об управлении царством, которое Бхишма дал Юдхиштхире, было таково: в конечном счете, нам придется все оставить. После смерти мы сможем с собой забрать лишь дхарму и характер. Таким образом, наша истин­ная природа — это наш характер.

ХАРАКТЕР И ОБЩИНА

И, наконец, если взглянуть на роль характера в деятельности организации или общества, то становится ясным, что важной составной частью целостности является способность вызы­вать доверие. Недостаток доверия друг к другу и, особенно, к лидерам - - одно из величайших препятствий для роста производительности и развития высшего сознания. Когда хо­тя бы несколько человек в организации готовы взять на себя роль людей, заслуживающих доверия, можно говорить о на­чале формирования истинного чувства общины. И если каж­дый берет на себя обязательство быть честным, возникает очень могущественная община.

Целостность вызывает уважение. Без уважения не может быть истинной любви. Мы не может позволить, чтобы наши собственные мысли, чувства и желания становились для нас важнее, чем забота о других или отстаивание истины. Если люди способны постоянно сохранять в поле зрения истину, как это делает лидер-слуга, они смогут научиться видеть ве­щи такими, как они есть. До тех пор, пока в нас не разовьется постоянное стремление к поиску истины и сильное желание развить силу характера, наше видение будет оставаться зату­маненным.

Здесь я хочу привести слова одного из моих коллег, кото­рый на протяжении пятнадцати лет руководит организацией в Японии: «Собраться вместе — это начало, оставаться вмес­те — это прогресс, а работать вместе — это успех». Если со­бравшиеся вместе люди гармонично взаимодействуют, то они продолжают оставаться вместе, однако успех к ним при­дет только тогда, когда они разовьют силу характера, которая является источником всех добродетелей.

В книге «Сила характера», вышедшей под редакцией Май­кла Джозефсона и Уэса Хансена, подчеркивается, что истин­ная сила — это даже не знание, а характер. Вот одиннадцать тезисов, о которых говорится в этой книге:

1. Великий философ Гераклит говорил: «Характер человека определяет его судьбу».

2. Характер есть то, что человек выбирает, когда делать вы­бор нелегко.

3. Точно так же, как судьба отдельного человека определяет­ся его характером, судьба организации определяется ха­рактером руководства.

4. Организация страдает, если лидеры и рядовые сотрудники I слабохарактерны.

5. Эффективность использования приобретенных нами зна-: ний и навыков зависит от нашего характера.

6. Характер определяет наш выбор в момент искушения.

7. Характер определяет то, как мы встречаем успехи и не­удачи.

8. Недостаточно просто хорошо обращаться с людьми и пра­вильно ими руководить. Необходимо помочь им обрести в жизни смысл и самореализацию. Это означает, что лидер должен иметь сильный характер.

9. Наши лидеры должны научиться выходить за рамки стен организации и становиться лидерами общества; более то­го, они должны формировать общество. Лидер, обладаю­щий безупречным характером, не имеет права ограничи­ваться только своей организацией. Оставаясь верным целям и миссии своей организации, он также должен спо­собствовать гармоничному развитию своей общины и да­же общества в целом, особенно в среде тех, кто входит в круг его общения.

10. Из-за недостатка возвышенных качеств мы превратились в людей, которые всему знают цену, но не ценят ничего.

11. Нас могут лишить всего, однако только вы сами можете лишить себя целостности и силы характера. Целостность и сила характера — окна души.

В книге «День, когда Америка сказала правду» Джеймс Пе-терсон и Питер Ким приводят ряд поразительных фактов, за­ставляющих нас задаться вопросом: «Что же случилось с вну­тренней целостностью американцев?» В книге показано, каким образом были преданы забвению ценность характера и внутренней целостности. Вот некоторые из статистических данных, приводимых авторами:

• 90% американцев (девять из десяти) постоянно лгут.

• 86% лгут своим родителям.

• 75% лгут своим друзьям.

• 73% лгут своим братьям и сестрам.

• 69% лгут своим возлюбленным.

• 61% лгут своему начальству.

• 59% лгут своим детям.

Шекспир выразился более кратко: «Будь честен пред самим собой». Это утверждение, в действительности, чрезвычайно глубоко, поскольку, если мы честны перед собой, нам будет нетрудно быть честными и перед другими. Нам не хватает внутренней целостности, в первую очередь, потому, что мы не честны перед собой. Эта слабость распространяется также на наши отношения с людьми и на всю нашу организацию.

ЦЕЛИ И ЧУВСТВО ДОЛГА

Вопрос: Мне кажется, что совершение аскезы лидером, не об­ладающим сильным чувством долга, таит в себе определен­ную опасность, поскольку это может увести его с верного пу­ти и побудить преследовать недуховные цели. Однако в отсутствие варнашрамы достаточно трудно сосредоточить­ся на исполнении долга. Во многих духовных организациях люди стремятся быть «на все руки мастерами» или, говоря другим языком, «делать то, что необходимо сейчас»; поэтому их не очень привлекает идея специализации в какой-то одной сфере деятельности. У нас есть склонность думать, что это менее духовно, чем быть готовым делать все, чего Господь пожелает. Однако мы не всегда имеем ясные представления о том, чего хочет Господь, за исключением разве что смутных представлений о «предании себя». Будет ли правильным для членов духовного движения придерживаться определенных обязанностей? И как утвердиться в таком понимании, нахо­дясь в обществе, которое не поощряет этого?

И еще один вопрос: не является ли отсутствие четких обя­занностей одной из причин общего недостатка целостнос­ти — личной и коллективной?

Ответ:Аскеза, лишенная ясной цели, может стать порой не только причиной духовного дисбаланса, но и ожесточить сердце. Если не соблюдать осторожности, аскеза может при­нести не только пользу, но и увеличить ложное эго, возникаю­щее от сознания своего могущества. Эти факторы ослабляют роль аскезы в укреплении характера.

Обычным людям необходима упорядоченная деятель­ность, цель и план действий. Если наши разум, ум и чувства не заняты полезной деятельностью, они найдут себе другое занятие. Невозможно перестать мыслить, чувствовать и же­лать, но можно Мотать над тем, чтобы наши мысли, чувст­ва и желания имели верное направление. В ведической лите­ратуре сказано: шрам дриштва ниивартанте — оставьте низший вкус ради высшего. Иными словами, направив свое сознание на высшую цель, вы сможете подняться от невеже­ства к знанию.

Один из законов менеджмента состоит в том, что люди, участвующие в исполнении определенной задачи, начинают отождествлять себя с ней. Начав отождествлять себя с зада­чей, они будут стремиться к ее успешному выполнению. Та­ким образом, крине важно, чтобы люди участвовали в раз­работке проекта: самого начала, ибо благодаря этой аскезе они смогут сохранять преданность начатому делу на всем протяжении работы над проектом.

Другой важный момент состоит в том, что наибольшее количество преступлений совершается людьми, не имею­щими ни специальности, ни способностей, ни работы и, как следствие, обладающими низкой самооценкой. Если же люди будут заняты деятельностью, соответствующей их при­родным склонностям, уровень преступности в обществе бу­дет намного ниже. Если о людях заботятся, если их занима­ют, вдохновляют и защищают, их самооценка будет повышаться. Это, в свою очередь, приведет к снижению уровня преступности, количества самоубийств и депрессив­ных состояний. Число самоубийств растет практически во всех странах мира, и это напрямую связано с тем, что люди испытывают чувство незащищенности, о них не заботятся, их не ценят и не занимают деятельностью, которая их вдох­новляет.

Что же касается отсутствия конкретных обязанностей, то можно привести пример подсобного рабочего. У него нет четко определенных обязанностей, ему могут поручать са­мые разные вещи. По большей части он занимается тем, что необходимо сделать в данный момент.

Люди, выполняющие работу такого рода, зачастую теряют энтузиазм, поскольку не могут планировать свое время, так как никогда не знают, чем им придется заниматься. В кризис­ной ситуации они могут повести себя или слишком беспо­койно, или, наоборот, слишком спокойно, поскольку при­выкли зависеть от других. Таким людям, как правило, трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Если же организация имеет четкую структуру, каждый знает, что ожидается от него, и поэтому существует гармо­ничное распределение обязанностей. В такой организации нет необходимости «делать то, что необходимо сейчас», по­скольку каждый конкретный участок работы поручен опре­деленному человеку. Когда обязанности каждого четко опре­делены, намного легче контролировать их выполнение, и есть надежда, что в ходе их исполнения люди будут совер­шенствовать также и свой характер.

Наши рекомендации