Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера. Характер. Характер (греч

Характер.
Характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность) — достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. Мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
Одним из ведущих показателей характера выступает воля (лат. vоluntas – воля). Это — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.
Немецкая характерология.
Немецкая характерология, восходящая к классической немецкой философии, ставит в центр всех психологических исследований две главные задачи:
— построения типологии характеров,
— развития методов определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т.д.).
При этом индивид трактуется как душевно–телесная целостность, внешние проявления которого вполне соответствуют его внутреннему душевному содержанию (противостоящего духовному как безлично–универсальному).
К.Г. Карус (1789–1869), немецкий врач, философ, психолог и художник, особое внимание обращал на вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Leipzig,1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844).
Его идеи о „физиогномике природы“ были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном „физиономическом наблюдении“ самой жизни и о разрушении „бессознательного космического ритма природы человеческим духом„.
Л. Клагес (1872–1956), немецкий психолог и философ–иррационалист, представитель „философии жизни“, специалист в области характерологии, основатель научной графологии, считал, что первооснования человеческого существования открываются в непосредственном „физиономическом наблюдении“ жизни индивида, которая фиксируется на языке символов (сказания, мифы, отличительной чертой которых является слитность субъекта и объекта).
Ф. Лерш (1898–1972), немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии, основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял:
— „эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения);
— личностную „надстройку“.
Рассматривая „эндотимную“ основу характера, предложил классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня:
— уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям),
— уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении),
— уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).

Наши рекомендации