Программа и прогноз развития системы высшего образования
Одной из программ развития высшего образования в России на нынешнем этапе, возникшей на фоне активного обновления педагогических
технологий и призванной создать условия, обеспечивающие вариативность образования и развитие различных форм его получения, является программа разработки системы вариативных траекторий обучения в многоуровневой системе высшего образования (МСВО) в условиях функционирования интенсивных технологий обучения, предлагаемая Таганрогским государственным радиотехническим университетом. При отсутствии разработанных тиражируемых моделей, методик и материалов обеспечения подобных систем, незавершенности педагогического эксперимента по внедрению в высшее образование России технологии обучения развития интенсивного творческого мышления (РИТМ) реализация указанной выше программы совершенно необходима при переходе ряда технических университетов страны от традиционной системы инженерного образования к многоуровневой системе высшего образования в условиях активного внедрения в педагогическую практику интенсивных технологий обучения или их элементов.
Целями этой программы являются следующие:
1. Создание системы вариативных образовательных траекторий в рамках непрерывного многоуровневого образования (включая довузовское и послевузовское).
2. Формирование подходов к интеграции высшего технического образования России в мировое образовательное пространство на основе установления идентичности и различий, взаимопроникновения форм и содержания образовательного процесса.
3. Превращение многоуровневой системы высшего образования в самоорганизующуюся структуру в результате разработки системы контроля, основанной, в частности, на мониторинге интегрального рейтинга обучающихся, фиксации и коррекции остаточного уровня знаний по базовым дисциплинам учебных планов на всех этапах, а также развития творческих начал всех участников образовательного процесса (начиная с довузовского и завершая послевузовским образованием).
4. Разработка конкретных материалов управляющего, научно-методического, организационно-методического и информационного сопровождения системы вариативных образовательных траекторий на всех этапах.
5. Адаптация системы вариативных образовательных траекторий непрерывного многоуровневого образования к требованиям конкретных ВУЗов (рекомендации по внедрению системы, подходов и материалов информационного сопровождения при функционировании интенсивных технологий обучения).
Конкретными шагами при реализации программы являются следующие.
1. Анализ результатов первого этапа внедрения интенсивной технологии обучения РИТМ в университетах России, в частности, ТРТУ, вычленение общих позиций, ее адаптация к многоуровневой системе высшего образования, ее место в структуре непрерывного образования.
2. Разработка для различных образовательных траекторий унифицированных учебных планов, соответствующих Государственным образовательным стандартам и адаптированных к учебным планам ведущих мировых технических университетов.
3. Анализ и дальнейшая разработка конкретного научно-методического, организационно-методического и программного сопровождения системы вариативного многоуровневого непрерывного образования для конкретных направлений подготовки бакалавров, специалистов, магистров.
Критериями успешного завершения программы могут служить следующие:
· достаточная вариативность разработанных образовательных траекторий обучающихся в рамках личностно-ориентированного подхода для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов общества (начиная с довузовского образования) соответствие полученной модели основным принципам непрерывного образования.
· полнота учебно-методического и информационного сопровождения для всех образовательных траекторий и ступеней многоуровневой системы высшего образования.
· корректность модульной структуры комплексных унифицированных учебных планов и обеспечивающего контроль учебного процесса полифункционального рейтинга.
· наличие ключевых элементов самоорганизации системы на основе разработки оптимальной модели контроля и взаимоотношений всех участников учебного процесса.
· адаптируемость разработанной модели к российским и мировым образовательным стандартам по уровню требований и содержания.
По ряду изложенных пунктов в ТРТУ имеются определенные разделы, включая более чем десятилетний опыт внедрения системы РИТМ, переход к коррекции учебных планов МСВО после первоначального этапа ее внедрения, в частности, их унификации на младших курсах. В университете имеются модифицированные к системе развития интенсивного творческого мышления (РИТМ) в МСВО учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, апробирована и много лет функционирует рейтинговая технология приемных экзаменов, общеобразовательный лицей при вузе, имеющий известность не только регионального характера.
Следует отметить, изменение организационной структуры вуза за указанный период. Это, прежде всего, появление факультета неполного высшего образования (факультета естественнонаучного и гуманитарного образования), на котором проходят обучение все студенты первых двух лет обучения, поступившие в вуз по всем направлениям; появление большого количества филиалов, новых факультетов, воссоздание Научно-методического совета, Учебно-методического управления. Данные действия были продиктованы повышенными требованиями к управлению вузом в период внедрения и развития МСВО В результате в университете осуществлено расширение всего спектра образовательной деятельности на качественно новом и современном уровне, что должно привести в дальнейшем к повышению конкурентноспособности вуза на рынке образовательных услуг [7].
По оценкам BusinesStat, в 2011 г оборот рынка коммерческого высшего образования России вырос на 7,2% и достиг 197,2 млрд руб. Наибольшая часть услуг коммерческого высшего образования оказывалась в государственных и муниципальных учебных заведениях, на которые в 2011 г приходилось 71% стоимостного объема рынка.
При этом натуральный объем рынка коммерческого высшего образования вырос всего на 0,92% и достиг 135,3 млн академических часов. Оборот рынка коммерческого высшего образования растет опережающими темпами по отношению к натуральному объему. Основным фактором роста выручки является повышение цен. В 2007-2011 гг средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования увеличилась на 41% и составила 51,9 тыс руб в год.
В государственных и муниципальных высших учебных заведениях средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования в 2007-2011 гг выросла на 41,8% и составила 53,6 тыс руб в год. Средняя стоимость услуг коммерческого высшего образования в негосударственных вузах выросла с 2007 по 2011 гг на 41,1% и составила 48,4 тыс руб в год. В среднем стоимость услуг коммерческого высшего образования в государственных и муниципальных учебных учреждениях на 10% выше, чем негосударственных.
Анализ рынка коммерческого высшего образования в России в 2007-2011 гг, прогноз на 2012-2016 ггвключает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка. В обзоре приведена статистика образовательных учреждений и персонала, студентов, указаны цены услуг, натуральные и стоимостные объемы рынка, показатели приема и выпуска студентов, финансовые и инвестиционные показатели отрасли, профили основных предприятий отрасли.
В обзоре приводятся следующие детализации:
· Виды учреждений высшего образования: частные, государственные/муниципальные
· Ученые степени преподавательского состава: доктора наук, кандидаты наук, прочие.