Реализация в национальной системе высшего образования инструментов Европейского пространства высшего образования

Республика Беларусь 15 мая 2015 г. на Конференции министров образования государств-участников Европейского пространства высшего образования (г. Ереван) стала 48 членом Болонского процесса (Ереванское коммюнике министров образования государств-участников Европейского пространства высшего образования, 15 мая 2015 г.).

В соответствии с Дорожной картой развития системы высшего образования для Республики Беларусь (http://www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/5_2015/144839.pdf), наша страна в период 2015-2018 гг. должна продемонстрировать внедрение в национальную систему образования ключевых элементов Европейского пространства высшего образования. В частности, предусматривается продолжить разработку и внедрение национальной системы квалификаций, создать условия для формирования многоуровненвой системы высшего образования (бакалавр-магистр-исследователь), сформировать независимую систему контроля качества образования, ввести новое и более информативное приложение к диплому о высшем образовании, развивать академическую мобильности студентов и преподавателей и т.д.

В целях реализации положений Дорожной карты развития системы высшего образования для Республики Беларусь утвержден приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2015 № 628 «О принятии мер по внедрению в национальную систему образования инструментов Европейского пространства высшего образования на период 2015-2018 г.».

Информация о реализации в национальной системе высшего образования инструментов Европейского пространства высшего образования (далее – ЕПВО) размещена на сайте РИВШ по адресу − http://nihe.bsu.by/index.php/ru/belarus-european-higher-education-area.

Министерством образования обеспечена подготовка и внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании в части:

изменения структуры высшего образования и введения общего высшего образования, реализующего образовательную программу бакалавриата, углубленного высшего образования, реализующего образовательную программу магистратуры, специального высшего образования, реализующего непрерывную образовательную программу высшего образования, научно-ориентированного высшего образования, реализующего образовательную программу аспирантуры (адъюнктуры);

введения измерения трудоемкости образовательного процесса в зачетных единицах в соответствии с Европейской системой перевода кредитов (ECTS);

введения приложения к дипломам о высшем образовании в соответствии с общеевропейским образцом «Diploma Suplement».

Для имплементации в национальную систему высшего образования инструментов ЕПВО учреждениям высшего образования необходимо:

выполнить анализ действующей нормативной правовой базы и практики в сфере финансовой поддержки обучающихся УВО (совместно с РИВШ, до 1 января 2016 г.);

выполнить анализ действующей нормативной правовой базы и практики в сфере реализации прав обучающихся и профессорско-преподавательского состава на создание и регистрацию организаций (совместно с РИВШ, до 1 июля 2016 г.);

разработать план законодательных мер и мер в сфере образовательной политики, направленных на реализацию прав обучающихся и профессорско-преподавательского состава на создание и регистрацию организаций (совместно с РИВШ, до 1 октября 2016 г.);

принять участие в разработке подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих измерение трудоемкости образовательного процесса в зачетных единицах в соответствии с ECTS (совместно с РИВШ, в течение 2016 г.);

выполнить анализ действующей нормативной правовой базы и практики в сфере распределения выпускников УВО (совместно с РИВШ, до 1 января 2017 г.);

осуществить проектирование образовательных программ бакалавриата, магистратуры, непрерывной образовательной программы высшего образования, научно-ориентированного высшего образования (совместно с РИВШ, 2017-2018 гг.);

пересмотреть учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования в соответствии с нормами, регламентирующими измерение трудоемкости образовательного процесса в зачетных единицах, ввести в образовательные стандарты описания результатов обучения (совместно с РИВШ, до 2018 г.).

Обращаем внимание руководителей УВО о необходимости обсуждения на Советах учреждений образования вопросов, посвященных участию каждого УВО в реализации инструментов ЕПВО, а также сформировать на официальных сайтах УВО отдельные интернет-страницы по данной тематике.

Также обращаем внимание на необходимость активизации работы по присоединению УВО к Великой хартии университетов. В 2015 г. заявки на присоединение к Великой хартии университетов подали 7 университетов Республики Беларусь. Информация о процедуре присоединение к Великой хартии университетов размещена по адресу http://www.magna-charta.org.

Наши рекомендации