Результаты освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины в соответствии с ООП направления «Экономика» являются подготовка выпускников к:
Ц2: научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
Ц4: к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений;
Ц6: самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к профессиональному циклу вариативной части ООП и входит в модуль Б3.В: Вариативная часть.
Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:
ЗНАТЬ:
- социально-экономическую сущность планирования и его роль в управлении на уровне государства, региональных и муниципальных формирований;
- особенности и преимущества стратегического планирования;
- систему плановых органов и плановых документов, существующих в настоящее время в РФ;
- организацию разработки программ, проектов планов по отдельным направлениям социально-экономического развития;
- основные показатели прогнозирования и стратегического планирования отдельных социально-экономических процессов.
- определение прогнозирования и прогноза, основные типов прогнозов, периоды прогнозов;
- основные источники плановой и прогнозной информации;
- виды методов социально-экономического прогнозирования, особенности их применения;
- структуру и соподчиненность прогнозов в системе социально-экономического прогнозирования;
УМЕТЬ:
- обосновать необходимость и возможность применения стратегического планирования на современном этапе развития России;
- самостоятельно разбираться в проблемах прогнозирования и планирования социально-экономического развития;
- оценивать существующие точки зрения относительно путей решения различных плановых проблем и аргументированно обосновывать собственную позицию;
- собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию;
- использовать знания, полученные в ходе изучения курса «Стратегическое макроэкономическое планирование», в реализации своих профессиональных навыков.
ВЛАДЕТЬ:
- навыками работы с научной литературой; умением аргументировано излагать свои мысли;
- навыками устной и письменной речи на русском языке; публичной и научной речи
- навыками поиска необходимой информации;
- основными элементами методологии стратегического планирования;
- методиками прогнозирования с помощью среднего абсолютного прироста, скользящих средних, обработки индивидуальных экспертных оценок, ранжирования объектов по коллективной экспертной оценке, кривых роста, метода парных сравнений в области демографических тенденций, природоресурсного потенциала и природоохранной деятельности, экономического роста и совокупного спроса, рынка труда и занятости, уровня жизни.
Пререквизитами данной дисциплины являются: Б3Б2 Макроэкономика; Б3Б4 Эконометрика; Б3В4 Национальная экономика.
Кореквизитами – Б3В9 Теория экономического анализа; Б3В24 Инновационная экономика.
Результаты освоения дисциплины
Код | Результат обучения (выпускник должен быть готов) |
Р2 | Эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, с делением ответственности и полномочий за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации |
Р5 | Активно пользоваться основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях |
Р8 | Применять глубокие знания основ функционирования экономической системы на разных уровнях, истории экономики и экономической науки для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем |
Р9 | Строить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, прогнозировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты с целью принятия эффективных решений |
Р10 | На основе аналитической обработки учетной, статистической и отчетной информации готовить информационные обзоры, аналитические отчеты, в соответствии с поставленной задачей, давать оценку и интерпретацию полученных результатов и обосновывать управленческие решения |
Р13 | Принимать участие в разработке проектных решений в области профессиональной и инновационной деятельности предприятий и организаций, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
Р14 | Проводить теоретические и прикладные исследования в области современных достижений экономической науки в России и за рубежом, ориентированные на достижение практического результата в условиях инновационной модели российской экономики |
После изучения данной дисциплины студент приобретает знания, навыки и умения, соответствующие результатам образовательной программы «Экономика» Р2, Р5, Р8, Р9; Р10, Р13, Р14. В результате освоения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» студент должен:
Знать 3.2.4., З.5.1, З.8.2, З.9.3, З.10.2, З.14.2 | принципы работы в команде, технологии доступа и поиска информации, основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, возможности и ограничения применения моделирования и научного прогнозирования к анализу и построению суждений о развитии экономических объектов; методы сбора и обработки учетной, статистической и отчетной информации; способы проведения теоретических и прикладных исследований в области современной экономической науки |
Уметь У.2.2, У.5.1, У.9.1., У.9.3., У.10.1., У.13.2, У.14.2, У.14.3 | организовывать свою профессиональную деятельность в качестве ответственного исполнителя и как члена команды, проводить квалифицированный поиск нужной информации, представлять объект исследования как систему, выделять индикаторы его развития; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне; составлять программу исследования, материалы для анкетирования и интервьюирования экспертов, планировать и проводить обследование; самостоятельно управлять несложными проектами, эффективно участвовать в работе команды в сложных проектах, выбрать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования и модифицировать методы, исходя из задач конкретного исследования, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати |
Владеть В.5.2, В.8.1, В.8.2, В.9.2, В.10.3 | навыками работы с современными пакетами прикладных программ и с глобальными компьютерными сетями, методологией экономического исследования, анализа влияния мер государственной экономической политики на положение экономических субъектов на разных уровнях и прогнозирования результаты деятельности различных общественных институтов; методами построения экономических вербальных, графических и математических моделей; способами сбора аналитической информации и подготовки информационных обзоров в области профессиональной деятельности |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины (36 час.).
Тема 1. Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» (2 часа).
Социальное рыночное хозяйство: его сущность, структура, функции, основные черты. Конституция Российской Федерации о социальном характере российского государства. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления.
Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества. Прогнозирование, программирование и проектирование: сущность, функции, типология. Индикативность и селективность планирования. Стратегическое планирование как наука: предмет и объект. Связь стратегического планирования с другими науками.
Тема 2. Методология и организация стратегического планирования в Российской Федерации. (4 часа)
Понятие методологии стратегического планирования. Логика разработки прогнозов, проектов программ и стратегических планов. Основные закономерности (принципы) плановой работы на макро- и мезоуровнях.
Методологические подходы в системе планирования. Системный подход в практике планирования: системно- комплексный, программно-целевой, нормативный, мультипликационный, оптимальной экономичности, системно-динамический, непрерывности планирования. Их сущность и содержание, проблемы использования в рыночной экономике на макро- и мезоуровнях народнохозяйственной системы.
Система показателей, используемых в планировании. Сущность и роль показателей в плановой работе. Основные требования, предъявляемые к ним в условиях рыночного хозяйства. Современная типология показателей, используемых в процессе разработки, прогнозов, проектов программ и планов. Система показателей, раскрывающих содержание стратегических планов в Российской Федерации.
Методы планирования. Понятие метода планирования. Современная система методов планирования и их содержание. Роль методов планирования в обеспечении научной обоснованности прогнозов, проектов программ и планов.
Организация и пути совершенствования макроэкономического планирования в Российской Федерации. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы. Министерство экономического развития и торговли РФ. Главные задачи Министерства экономического развития и торговли РФ, перечень и содержание его основных функций, обеспечивающих решение этой задачи. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Информационное обеспечение плановой работы. Проблемы формирования базы статистических данных и их аналитического обеспечения.