Распределение учебного времени по видам учебных занятий со студентами очно-заочной формы обучения
Курс | Семестр | трудоемкость дисциплины (зет/часы) | Аудиторные занятия | из них: | ЭКЗАМЕН | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинарские занятия | В т.ч. в активной /интерактивной Форме | ||||||
IV | 4/144 | |||||||
Всего часов | 4/144 |
4.4. Тематический план изучения дисциплины по видам учебных занятий со студентами очно-заочной формы обучения
№ п/п | Виды учебных Занятий | Количество аудиторных часов | Тема учебного занятия | Материальное и информационное обеспечение занятия | Количество Часов на подготовку и сдачу экзамена | Количество часов на самостоятельную работу | Всего часов |
Лекция | Тема 1: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ | 1. Компьютерная презентация 2. Электронный контент 3. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар | Тема 1.1: Современная наука о языке. Аспекты и свойства языка. | 1. Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Лекция | Тема 2: РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ | 1. Компьютерная презентация 2. Электронный контент 3. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар* | Тема 2.1: Интерактивная теория речевой коммуникации. Теория текста. | 1.Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар* | Тема 2.2: Язык и сознание. | 1. Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Лекция | Тема 3: ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ. | 1. Компьютерная презентация 2. Электронный контент 3. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар | Тема 3.1: Основы теории речевой деятельности. | 1.Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар* | Тема 3.2: Основы социолингвистики. | 1. Электронный контент 3. Рекомендованная учебная литература | |||||
Лекция | Тема 4: УРОВНИ И ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА. ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ. | 1. Компьютерная презентация 2. Электронный контент 3. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар | Тема 4.1: Уровни и единицы языка. | 1.Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар* | Тема 4.2: Вопросы лингвистической типологии. | 1. Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Лекция | Тема 5: ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. | 1. Компьютерная презентация 2. Электронный контент 3. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар | Тема 5.1: Проблемы прикладной лингвистики. | 1.Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература | |||||
Семинар* | Тема 5.2: Методы и приемы лингвистического анализа. | 1. Электронный контент 2. Рекомендованная учебная литература 3. Список вопросов к экзамену | |||||
Экзамен | |||||||
Всего часов |
Содержание дисциплины
Тема 1.Объект и предмет общего языкознания.
Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке.
Определение языка. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Язык в широком и узком смысле термина. Основные аспекты и свойства языка. Языковой материал, языковые системы, речевая деятельность, психофизиологическая речевая организация индивида. Знаковость, системность, принцип деятельности, принцип интерактивности. Семантика языка. Прагматика языка.
Тема 2. Речевая коммуникация.
Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Деятельность, речевая деятельность, коммуникативная деятельность. Адресованность речи. Интерактивно-деятельностная структура речевой коммуникации. Интерактивно-деятельностная сущность речевой коммуникации. Базовый механизм речевой коммуникации, структура координации деятельностей участников коммуникации. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента. Герменевтика и проблема понимания.
Текст и коммуникация. Текст как функциональное звено речевой коммуникации. Основные понятия теории текста. Дефиниция текста. Понятие дискурса. Функциональные свойства текста. Содержание текста и его семантика. Коммуникативный анализ речевых единиц. Линейная организация текста. Членение текста на коммуникативно-информационные звенья. Предложение. Сверхфразовое единство. Лексические и грамматические средства обеспечения связности текста. Тематические прогрессии. Факторы, обеспечивающие коммуникативную цельность и полноту текста. Систематика текстов.
Тема 3. Язык и сознание.
Современные представления о психической сфере человека. Понятие сознания. Соотношение языка и сознания, языка и бессознательного. Понятие мышления. Типы мышления. Проблема соотношения языка и мышления. Отношение мышления к объективному миру и языку. Взаимообусловленность и взаимодействие мышления и языка. Роль языка в формировании и развитии мышления. Гипотеза об универсальном предметно-изобразительном коде как языке мышления. Мышление и внутреннее проговаривание. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Язык и память, язык и внимание, язык и воображение, язык и воля.