Оценка риска и страхование
Определение и обсуждение риска в бизнесе помогает понять потенциальному инвестору намерения предпринимателя по преодолению трудностей и рискованных моментов. В бизнес-плане необходимо предусматривать альтернативные программы и стратегии на случай возникновения угрозы со стороны конкурентов, от собственных просчётов в области маркетинга и производственной политике, ошибок в подборе руководящих кадров. Следует также учитывать последствия технического прогресса, который может быстро «состарить» идею, товар или услугу (16).
Установив риски, необходимо разработать меры по их сокращению и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Чем глубже проработать эту проблему, тем выше доверие к потенциальных партнеров и инвесторов. Для различных сфер предпринимательства характерен разный уровень риска.
Степень риска коммерческой неудачи для вашей сферы бизнеса зависит от следующих факторов.
- Относится ли ваш бизнес к уже хорошо освоенной области предпринимательства, новой осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области?
- В своей области предпринимательства относится ли ваш бизнес к предприятиям с высоким средним или низким уровнем риска?
Степень обеспеченности получения и продажи продукта
- Укажите вероятность технического успеха в получении продукта.
- Определите долю продаваемого вида продукции от общего объема продукции, предназначенного для продаж.
Рентабельность вашего дела с учетом риска.
- Приведите прогнозируемую чистую прибыль
- Укажите общие издержки и рассчитайте уровень рентабельности по оптимистическому и пессимистическому показателям.
Конкретные виды рисков для вашего дела.
- Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми вы можете встретиться в бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке; невыполнение субподрядчиками своих обязательств).
- Перечислите наиболее существенные виды риска, независимые от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; социальная нестабильность и др.) (14).
Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском.
- К каким страховым организациям и компаниям вы планируете обратиться?
- Какие типы договоров о страховании и на какие суммы вы планируете заключить?
- Намерены ли вы использовать хеджирование для уменьшения возможного ущерба?
- Укажите мероприятия по нестрахуемым видам риска.
Что касается страхования - открытое и честное обсуждение этого вопроса в бизнес-плане, во-первых, характеризует вас с хорошей стороны как предпринимателя, во-вторых, показывает, что вы проявляете определенную заботу о тех средствах, которые собираетесь получить от своего партнера. Более конкретно следует обосновать все допущения, которые вы сделали при разработке бизнес-плана, и риск, который в них заложен (8). Следует отметить, какие из потенциальных проблем являются критическими для успеха предприятия, и описать ваши планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Управление финансовой деятельностью тесно связано с управлением производственной и коммерческой деятельностью фирмы. Финансовая деятельность отражается прежде всего в следующих документах: бухгалтерском балансе; отчете о движении денежных средств; отчете о финансовых результатах фирмы.
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Определение потребности в капитале – основа долгосрочного финансового планирования, позволяющая осуществить выбор и сроки получения кредитов, разделить капитал на собственный и заемный (16).
Финансовый план должен дать ответы на ряд вопросов, волнующих предпринимателя, менеджера, инвесторов и партнеров. Прежде всего следует показать, откуда и когда фирма планирует получить финансовые ресурсы, на какие мероприятия эти ресурсы будут потрачены, какие финансовые результаты будут достигнуты к концу первого года и в последующие года.
Основная задача финансового планирования состоит в определении потребности в финансовых средствах текущего и долгосрочного характера, что позволяет обосновать реальность поставленных задач. Эта работа начинается с выявления существующего экономического потенциала, т.е. его величины, состава задействованных активов предприятия и их источников (14).
Цель этого раздела – выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Финансовые прогнозы составляются на 3 года: 1-й год – помесячно, на 2-й и 3-й – поквартально. Финансовый план выявляет потенциал дела (6). Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию.
Расчет оперативных бюджетов предприятия
Таблица 1 - Бюджет продаж
Ассортимент продукции | Объем продаж, шт. | Цена реализации единицы, руб. (без НДС) | Выручка от реализации (без НДС и акцизов), руб. |
Продукция А | |||
Продукция Б | |||
Всего |
Таблица 2 - Бюджет производства
Показатели | Продукция (в натуральных показателях) | |
А | Б | |
Объем продаж | ||
Остатки (готовой продукции) на конец периода | ||
Остатки на начало периода | ||
Производственная программа |
Таблица 3 - Расчет производственной потребности в сырье и материалах
Показатели | Материалы | |
Продукция А (6000*12;6) кг | ||
Продукция Б (1000*12;8) кг | ||
Основная потребность в основных материалах, кг | ||
Цена за 1 кг, руб. | ||
Стоимость материалов для производства, руб. |
Таблица 4 - Бюджет закупки основных материалов
Показатели | Материалы | |
Производственная потребность, кг | ||
Остатки на конец периода, кг. | ||
Остатки на начало периода, шт. | ||
Объем закупок, кг | ||
Цена за 1 кг, руб. | ||
Затраты на приобретение, руб. |
Сумма затрат на приобретение 62100+66400=128500
Таблица 5 - Бюджет рабочего времени
Ассортимент продукции | Объем производства | Затраты времени на единицу, час | Плановый фонд раб. времени, час | Сдельная расценка за 1 час работы, руб. | Сдельная з/п, руб. | Начисления на з/п | Сдельная з/п с начислениями, руб. |
Прод. А | |||||||
Прод. Б | |||||||
Всего |
Таблица 6 - Бюджет накладных производственных расходов
Статьи расходов | Сумма, руб. |
Переменные накладные расходы | |
Вспомогательные материалы | |
Косвенная з/п с начислениями | |
Прочие выплаты из фонда з/п | |
Энергия для производственных целей | |
Обслуживание производства (переменная часть) | |
Всего переменных накладных расходов | |
Постоянные накладные расходы | |
Амортизация | |
Налоги, включаемые в себестоимость продукции | |
Страхование собственности | |
З/п бригадиров с начислениями (по окладам) | |
Расходы на освещение, отопление, водоснабжение и другое обслуживание (постоянная часть) | |
Всего постоянные накладные расходы | |
Всего накладных расходов |
База распределения основных производственных расходов – отработанное время.
Таблица 7 - Плановая калькуляция производственной себестоимости единицы продукции
Показатели | Затраты на 1 кг или 1 час работы, руб. | Продукция А | Продукция Б | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | ||
Материал 1 | |||||
Материал 2 | |||||
Основной труд | 10,85 | ||||
Накладные производственные расходы | |||||
Всего |
Таблица 8 - Бюджет запасов на конец планового периода
Показатели | Количество, кг | Цена за 1 кг, руб. | Сумма, руб. |
Материалы: | |||
Всего | |||
Готовая продукция: | |||
А | |||
Б | |||
Всего |
Таблица 9 - Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции
Показатели | Сумма, руб. |
Остатки готовой продукции на начало периода | |
Основные материалы | |
Сдельная з/п производственных работников | |
Накладные производственные расходы | |
Производственная себестоимость | |
Остатки готовой продукции на конец периода | |
Производственная себестоимость реализованной продукции |
Таблица 10 - Бюджет коммерческих и административных расходов
Показатели | Сумма, руб. |
Комиссионные продавцам | |
Реклама | |
З\п торговых работников с начислениями | |
Транспортные расходы | |
Всего коммерческих расходов | |
З/п административных работников и служащих с начислениями | |
Расходы на канцелярские товары | |
Прочие расходы | |
Всего административных расходов | |
Итого: |
Таблица 11 - Бюджет по прибыли
Показатели | Сумма, тыс. руб. |
1. Выручка от реализации | |
2. полная себестоимость реализованной продукции | |
3. прибыль от реализации продукции |
Таблица 12 - Прогноз движения денежных средств
Показатели | I | II | III | IV | Всего за год |
Остаток денежных средств на начало периода | |||||
Поступления от реализации продукции | |||||
1. Всего денежных средств перед привлечением дополнительного финансирования | |||||
Расходы: | |||||
На основные материалы | |||||
На косвенные производственные расходы | |||||
На заработную плату | |||||
На налоги | |||||
На коммерческие и административные расходы | |||||
2. Всего расходов | |||||
Минимальный планируемый остаток денежных средств | |||||
Общая потребность в денежных средствах | |||||
Финансовые возможности – финансовые потребности | +1257780 | ||||
Дополнительное финансирование: | |||||
Заём | - | - | - | - | - |
Возврат займа | - | - | - | - | - |
Процент | - | - | - | - | - |
3. Общий результат финансирования | - | - | - | - | - |
Остаток денежных средств на конец периода (1+3-2) |
Таблица 13 - Плановый баланс на конец планового года
Активы | Сумма тыс. руб. | Пассивы | Сумма тыс. руб. |
1. Оборотные средства: | 1. Кредиторская задолженность: | ||
Денежные средства | Кредиторы; | ||
Дебиторы; | Задолженность по налогам. | ||
Основные материалы; | |||
Готовая продукция. | |||
Итого по оборотным средствам: | Итого кредиторская задолженность: | ||
2. Основные средства: | 2. Акционерный капитал: | ||
Здания и оборудования; | Простые акции; | ||
Амортизация. | -4000 | Реинвестированная прибыль. | |
Всего основные средства: | Всего акционерный капитал: | ||
Итого активы: | Итого пассивы: |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам изученных источников можно сделать следующие выводы:
1. Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого намерена придерживаться компания в определенный промежуток времени. Задача резюме – в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера, инвестора или кредитора.
2. На этапе бизнес-плана, характеризующим товар, необходимо наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью разработанной технологии фирмы, поскольку трудно получить деньги под идею, которая не привела еще к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара.
3. При изучении рынка, в первую очередь, необходимо определить тип рынка по каждому товару или услуге.
4. В разделе, рассматривающем конкурентоспособность, необходимо оценивать конкурентов предельно точно, поскольку, чем рискованнее вложение, тем дороже оно обходится заемщику. Необходимо указать те пробелы в стратегии конкурентов или качественных характеристиках товаров-конкурентов, которые открывают для вас реальный шанс в снижении успеха.
5. Основные задачи маркетинга – создание спроса посредством определенных мероприятий, удовлетворение спроса путем доставки товаров в нужное время нужному потребителю и планирование деятельности фирмы.
6. Организационная структура управления бизнесом, личностные характеристики и квалификация персонала, формы юридического и банковского обслуживания - все это ключевые моменты, особенно в малом бизнесе, для успеха дела в целом.
7. Определение и обсуждение риска в бизнесе помогает понять потенциальному инвестору намерения предпринимателя по преодолению трудностей и рискованных моментов. В бизнес-плане необходимо предусматривать альтернативные программы и стратегии на случай возникновения угрозы со стороны конкурентов, от собственных просчётов в области маркетинга и производственной политике, ошибок в подборе руководящих кадров.
8. Основная задача финансового планирования состоит в определении потребности в финансовых средствах текущего и долгосрочного характера, что позволяет обосновать реальность поставленных задач.