Оценка риска и страхование бизнеса

Данный раздел посвящен оценке риска и страхованию Вашего бизнеса. В процессе его изучения Вы будете знать:

· основные виды возможных рисков;

· методы прогнозирования и предотвращения рисков;

· сущность страхования и необходимость его для Вашего предприятия.

8.1. Значение оценки риска в бизнес-плане. Сущность управления риском

Любая управленческая деятельность в той или иной степени носит рисковый характер. Это обусловлено динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.

Риск – это событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском. Управление риском – это процесс, уменьшающий или компенсирующий ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий.

Таким образом, управление риском определяет пути и возможности обеспечения устойчивости Вашего бизнеса, способности противостоять неблагоприятным ситуациям. Поэтому при управлении рисками Вам необходимо:

· знать все виды возможных рисков;

· уметь оценивать с достаточно большой долей вероятности возникновение того или иного риска;

· грамотно организовывать работу отделов по управлению рисками или деятельность риск-менеджера;

· иметь методику оценки сравнительной эффективности различных мер по управлению риском и рекомендаций по их использованию в каждом конкретном случае.

Оценка риска или, иными словами, план риска необходим для оценки опасности того, что цели, поставленные в бизнес-плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Оценка проводится по стадиям бизнес-плана. После ее проведения разрабатывается перечень мер, позволяющих уменьшить возможные риски.

Рассмотрим основные этапы процесса управления риском (см. рис.8.1.):

· анализ риска;

· выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности;

· принятие решения;

· непосредственное воздействие на риск;

· контроль и корректировка результатов процесса управления.


Оценка риска и страхование бизнеса - student2.ru

Рисунок 8.1. Схема процесса управления риском


Анализ риска – начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков определяются все риски, присущие предприятию. Сначала риски выявляются и оцениваются, затем выбирается методы воздействия на них при сравнении их эффективности. Далее принимается решение о способах воздействия на риск и оцениваются полученные результаты.

Оценка риска – это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. Формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.

Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Часто анализ идет в двух противоположных направлениях – от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия.

Следующий этап – это выбор метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Так как каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них.

Появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1. Основные группы методов воздействия на риск

Оценка риска и страхование бизнеса - student2.ru

Снижение риска – это уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Обычно оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способам поведения в экстремальных ситуациях и т.д.

Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена. Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или фонд риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием.

К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Заключительным этапом управления риском являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации.

Оценка риска и страхование бизнеса - student2.ru

Наши рекомендации