Определение количества и площадей элементов продольного набора
Из условий допустимой гибкости обшивки можно определить максимальное расстояние b между продольными элементами (стрингерами и полками лонжеронов) как в сжатой, так и в растянутой зонах по эмпирической формуле
, (3.54)
где E – модуль Юнга материала обшивки;
m – коэффициент Пуассона;
S – площадь крыла;
G – вес самолета.
После определения значения b можно определить количество продольных элементов. Для этого в рассчитываемом сечении двухлонжеронного крыла определяем расстояние L от предполагаемой точки установки первого стрингера до заднего лонжерона. Для трехлонжеронного крыла определяем расстояние от первого лонжерона до третьего. Полученное расстояние делим на b и округляем до ближайшего целого числа.
Количество стрингеров как в сжатой, так и в расятнутой зонах K получаем отняв из полученного числа число лонжеронов Kл.
. (3.55)
Осталось определить необходимые площади сечения стрингеров и полок лонжеронов и подобрать соответствующие профили.
Определяем продольную силу сжимающую верхнюю часть сечения и растягивающую нижнюю
, (3.56)
где Mx – изгибающий момент в сечении;
H – средняя высота сечения.
Часть силы приходящаяся на долю лонжеронов в сжатой Kсж и растянутой Kр зонах определяется заданием. Следовательно
(3.57)
и
. (3.58)
Сответственно, на каждый стрингер в сжатой зоне будет действовать сила
, (3.59)
а в растянутой зоне
. (3.60)
Задавая значение критического напряжения sкр сжатого стрингера определяем необходимую его площадь
. (3.61)
По таблицам авиационных профилей (Приложение 2, таблицы 5.2 – 5.5) подбираем подходящий по площади профиль. Там же берем квадрат радиуса инерции i2 и координату центра тяжести профиля z. После чего добавляем к площади стрингера площадь присоединенной обшивки, находим общий центр тяжести и определяем точное значение критического напряжения для стрингера. При этом необходимо пользоваться формулами, работающими как в линейной зоне, так и за пределом пропорциональности.
После уточнения критического напряжения необходимо еще раз повторить процедуру нахождения необходимой площади стрингера по формуле (3.61). И так до тех пор, пока не будет получено приближение с достаточной точностью.
Для растянутого стрингера необходимая площадь определяется по формуле
, (3.62)
где sT – напряжение текучести материала стрингера.
По полученному необходимому значению площади подбираем профиль из таблиц авиационных профилей. Оттуда же берем значение ординату центра тяжести профиля.
Распределение усилий между лонжеронами в сжатой и растянутой зонах определим предварительно пропорционально квадратам их высот
(3.63)
и
. (3.64)
Необходимые площади профилей лонжеронов найдем исходя из того, что каждая полка, как правило, состоит из одного или двух профилей
(3.65)
где nп.сж.i – количество профилей в сжатой полке i-го лонжерона (1 или 2).
и
. (3.66)
где nп.р.i – количество профилей в растянутой полке i-го лонжерона (1 или 2).
Таким образом, параметры конструкции в первом приближении получены. Проектирование сечения продолжается во втором и последующих приближениях. Последовательность расчетов остается той же, но с использованием данных конструкции в первом приближении. Координата центра жесткости находится как центр жесткости лонжеронов на изгиб по формуле (3.45). Соответственно, более точно определяется и Mz. Вместо упрощенного распределения Qy между лонжеронами по формуле (3.50), распределяем перерезывающие силы пропорционально жесткостям лонжеронов на изгиб
(3.67)
Аналогично, для распределения усилий сжатия или растяжения между лонжеронами вместо формул (63) и (64) будем использовать более точные выражения
(3.68)
и
, (3.69)
соответственно.
В такой последовательности производится необходимое количество последовательных приближений до достижения необходимой точности.
После завершения процедуры последовательных приближений имеем следующие параметры проектиремого сечения:
1. Толщина обшивки, число стрингеров в сжатой и расятнутой зонах и расстояние между ними;
2. Толщины стенок лонжеронов;
3. Площадь сжатого стрингера, критические напряжения стрингера с присоединенной обшивкой, ординату центра тяжести этой комбинации;
4. Площадь растянутого стрингера, ординату центра тяжести стрингера с присоединенной обшивкой;
5. Площади профилей сжатых и растянутых полок лонжеронов, а также ординаты центров их тяжести.