Элементы продольного набора корпуса судна

Продольной называется такая система набора корпуса, при которой балки главного направления расположены вдоль судна.

Продольные балки идут вдоль судна. К ним относятся: вертикальный киль, стрингеры, карлингсы и продольные ребра жесткости. Вертикальный киль - это продольная мощная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна. К ней снизу примыкает лист днищевой обшивки, носящий название горизонтального киля. Продольные балки днищевого и бортового набора большого поперечного сечения называются стрингерами. В зависимости от места расположения они бывают бортовые, скуловые и днищевые. Подпалубные прочные балки называются карлингсами. Продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов, носят наименование продольных ребер жесткости и по месту расположения называются подпалубными, бортовыми и днищевыми. Они обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

1 - подпалубные продольные ребра жесткости; 2 рамный бимс; 3 - бимсовая кница; 4 - настил верхней палубы; 5 - комингс грузового люка; 6 - шпангоут; 7 - настил палубы твиндека; 8 - бимс нижней палубы; 9 - общивка борта; 10 – днищевые продольные ребра жесткости; 11 - вертикальный киль; 12 - днищевой стрингер; 13 - сплошной флор; 14 - настил второго дна; 15 - пиллерс; 16 - переборка

Продольную систему набора применяют для судов с большим отношением длины к ширине, таких, например, как быстроходные или наливные суда.

46 (16.1) Работы по подготовке металлической поверхности к покраске, грунтовка и шпатлёвка

Надежность и долговечность защиты лакокрасочными покрытиями во многом зависит от качества подготовки поверхностей к окраске. Технология очистки поверхностей перед окраской зависит от материала поверхности и условий ее эксплуатации.

Стальные поверхности перед возобновлением окраски очищают от окалины, ржавчины и непрочно держащейся старой краски. На этих работах используют ручные и механизированные инструменты (п. 5.7.6.). Окончательно поверхность зачищают до металла стальными щетками. После зачистки на поверхности металла не должно оставаться зазубрин, заусениц, насечек, усиливающих коррозию. Особенно тщательную зачистку необходимо проводить в местах соединения отдельных частей конструкций, на стыках листов. Зачищенную поверхность протирают сухой ветошью, а при наличии на ней жировых или масляных пятен протирают ветошью смоченной в уайт-спирите или скипидаре. Для снятия старой краски используют специальные составы – смывки, поставляемые в готовом виде. Смывки наносят на обрабатываемые поверхности кистью или аппаратом безвоздушного распыления. Смывки размягчают старую краску, после этого она легко удаляется ручным инструментом. Остатки смывки и следы краски удаляют ветошью, смоченной в растворителе.

Стальные поверхности, зачищенные до металла, перед нанесением грунта необходимо обезжирить путем протирки ветошью смоченной в уайт-спирите или с помощью водного раствора ортофосфорной кислоты.

Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать, не повреждая цинкового покрытия или окисной пленки, которые защищают металл от разрушения. Поэтому при их очистке нельзя использовать острый и твердый инструмент.

Грунтовка и шпаклевка поверхностей

Грунт является основой всего лакокрасочного покрытия. Поэтому нанесение грунта должно выполняться строго в соответствии с технологическими схемами окраски.

Грунт наносят на тщательно подготовленную, обезжиренную поверхность не ранее, чем через 30 – 50 минут после полной подготовки поверхности и не позднее, чем через 6 ч после подготовки наружных поверхностей и 24 ч – внутренних, строго соблюдая требования к внешним условиям (температура и влажность воздуха, осадки), при которых не допускается нанесение грунта.

Первый слой грунта всегда наносят кистью или установкой безвоздушного распыления. Последующие слои грунта можно наносить любыми способами, но только после полного высыхания предыдущего слоя, если в технологии не предусмотрены особые режимы сушки.

Для грунтовки больших поверхностей вручную используют маховые кисти, а при грунтовке небольших поверхностей и набора – кисти-ручники. Грунт наносят ровным тонким слоем без пропусков, тщательно втирая его во все углубления на поверхности металла.

Для грунтовки алюминиевых и оцинкованных поверхностей нельзя применять грунты, состав которых входят свинцовые пигменты.

Шпаклевку наносят на хорошо просушенный грунт. Применяют шпаклевку для заделки язв, выбоин и других дефектов глубиной до 1 мм и площадью до 5 см2, а также для сглаживания небольших неровностей и заделки дефектов на поверхностях перед декоративной отделкой. На ровные поверхности шпаклевку наносят деревянным или металлическим шпателем, а на фигурные поверхности – резиновым. Толщина одного слоя шпаклевки не должна превышать 0,1 мм, во избежание растрескивания при высыхании. Повторное нанесение шпаклевки допускается только после полного затвердевания предыдущего слоя. Общая толщина шпаклевочного слоя не должна превышать 1 мм. Особые виды специальной шпаклевки допускают толщину шпаклевочного слоя до 2,5 мм на ровных поверхностях и до 5 мм в язвах.

Наши рекомендации