Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, количества вещества

Цель: Применять основные понятия и законы химии при решении задач

Методические рекомендации

Расчеты по химическим формулам

Вычислить относительную молекулярную массу Н2О

Дано: Решение:

Н2О Mr(H2O)= 2*Ar(H)+Ar(O)

Найти: Mr(H2O)

Ar(H)=1 Ar(O)=16

Mr(H2O)=2*1+16=18

Ответ: Mr(H2O)= 18

На весах отвесили 500г сульфата цинка. Какому количеству вещества это соответствует?

Дано: Решение:

m(ZnSO4)=500г n=m/M M(ZnSO4)=[ Mr(ZnSO4)]

n(ZnSO4)-? Mr(ZnSO4)=Ar(Zn)+Ar(S)+4*Ar(O)=61+32+4*16=161

M(ZnSO4)=161 г/моль

n(ZnSO4)=500г:161 г/моль=3,1 моль

Ответ: n(ZnSO4)=3,1моль

Определите массовые доли химических элементов в Н3РО4

Дано: Решение:

Н3РО4 ω(x)=X*Ar(x)/ Mr(в-ва)

Mr(Н3РО4)=98

ωН)=3*Ar(H)/Mr(Н3РО4)=3*1/98=0,0306 или 3,06%

ω(н)-? ω(P)=Ar(P)/ Mr(Н3РО4)=31/98=0,3163 или 31,63%

ω(P)-? ω(O)=4*Ar(O)/Mr(Н3РО4)=64/98=0,6531 или 65,31%

ω(O)-? Ответ: ω(н)= 3,06% ω(P)= 31,63% ω(O)= 65,31%

Решите самостоятельно:

1. Опишите качественный и количественный состав молекул следующих веществ: метан СН4, сода Na2CO3, глюкоза C6H12O6 , хлор Cl2 , сульфат алюминия Al2(SO4)3

2. Молекула фосгена состоит из одного атома углерода, одного атома кислорода и двух атомов хлора. Молекула мочевины состоит из одного атома углерода, одного атома кислорода и двух атомных групп NH2. Напишите формулы фосгена и мочевины.

3. Подсчитайте общее число атомов в следующих молекулах: (NH4)3РО4, Са(Н2РО4)2, [Fe(OH)2]2SO4

4. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, которые указаны в упражнении 1.

5. Чему равны массовые доли элементов в следующих веществах: NH3, N2O, NO2, NaNO3, KNO3, NH4 NO3? В каком из этих веществ массовая доля азота, наибольшая и в каком - наименьшая?

Самостоятельная работа № 2.

«Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»

Цель: Развитие интереса к предмету.

Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.

Методические рекомендации

Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций.

Самостоятельная работа № 3.

Металлическая связь. Физические свойства металлов

Цель: знать определение металлической связи, понимать влияние связи на физические свойства веществ, образованных металлическими элементами

Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

Какими особенностями характеризуется строение атомов металлов?

Охарактеризуйте понятие «металлическая связь». Что сближает эту связь с ионной и ковалентной связями?

Что представляет собой металлическая кристаллическая решетка?

Как особенности строения металлов простых веществ сказываются на их физических свойствах?

Дайте характеристику физических свойств металлов, укажите области их использования.

С какими металлами и сплавами вы столкнетесь в будущей профессиональной деятельности? Какие их свойства лежат в основе применения?

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.

2.Периодические издания.

3.Интернет-ресурсы.

Самостоятельная работа № 4.

Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Современные методы обеззараживания воды. Вклад отечественных ученых в развитии теории электролитической диссоциации. Жесткость воды и способы ее устранения. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Цель: Развитие интереса к предмету.

Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.

Методические рекомендации

Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций.

Самостоятельная работа № 5.

Оксиды и их свойства. Химические свойства оксидов. Получение оксидов

Цель: расширить знания о свойствах и способах получения оксидов

Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

Какие вещества называют оксидами? Как классифицируют оксиды?

Какие оксиды называют несолеобразующими? Приведите примеры.

Какие оксиды называют солеобразующими? Почему?

Какие оксиды называют кислотными, основными, амфотерными? Какие элементы образуют эти оксиды?

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. –М.: Академия, 2014.-256с.

2.Периодические издания.

3.Интернет-ресурсы.

Самостоятельная работа № 6.

Серная кислота - «хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. История гипса. Поваренная соль как химическое сырье. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

Цель: Развитие интереса к предмету.

Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.

Методические рекомендации

Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций.

Самостоятельная работа № 7

Наши рекомендации