Концепция молодёжной социальной политики
Роль и место социальной политики в системе общественных отношений. Социальная политика в УИС.
Концепция молодёжной социальной политики.
Государственная молодежная политика в широком смысле — это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи.
Одна из ведущих, ключевых ролей в реализации ГМП должна быть определена системе образования, изначально исполняющей не только функцию профессиональной и общеобразовательной подготовки будущих граждан, но и осуществляющей воспитание молодежи, содействие ее социализации. Кроме того, в институциональном отношении Министерство образования РФ обладает широчайшей сетью образовательных учреждений различного уровня и профиля, которая фактически может стать основой системы работы с молодежью (при условии усиления приоритетов воспитания в деятельности образовательных учреждений, решения проблем внутри - и межведомственной координации в этой сфере, дополнительного финансирования воспитательных мероприятий и работы по включению молодежи в социально значимую и социально полезную деятельность).
В этом плане получает известное оправдание передача вопросов государственной молодежной политики в ведение Министерства образования РФ. Но требуется осознание того, что это не частный вопрос образовательной политики и не частный вопрос финансирования образовательных учреждений. Нерешенность общих вопросов молодежной политики противостоит успехам в деле образования, делает эти успехи нередко ничтожными.
Об этом, в частности, свидетельствует “утечка мозгов” из России, которая продолжается уже почти десятилетие. За рубеж уехали сотни тысяч талантливых людей, в том числе молодых — надежда России. Согласно прогнозам, страна потеряет до полутора миллионов ученых и специалистов. Из России уехали около 80% математиков, получившие наиболее качественную профессиональную подготовку, и 50% физиков-теоретиков высшей квалификации. Начавшаяся “вторая волна” утечки умов из России имеет по сравнению с “первой” (рубеж 90-х годов) качественно иное содержание: Россию навсегда покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы. Доля выпускников вузов, приходящих на научную работу, составляет 8%, на преподавательскую — не более 10%. В целом за последние годы интеллектуальному потенциалу нации нанесен огромный урон. Данная проблема должна рассматриваться в рамках не столько государственной образовательной политики, сколько государственной молодежной политики, поскольку “утечку мозгов” порождает нерешенность широкого круга социальных проблем молодежи и совершенствованием образования без решения этих проблем такая утечка не только не будет остановлена, но, напротив, еще более возрастет.
Государственная молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные отрасли, как экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, отдых. Государственная молодежная политика направлена на социализацию молодежи, на ее социальное становление. Без этой политики, без социальной подготовки молодежи невозможны ни правовое государство, ни гражданское общество.
Разработка современной концепции ГМП призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и отдыха и находить свои механизмы содействия их реализации. Только координация и совместное осуществление различных направлений социальной политики сделает их сильными в своей особенности и общности. Главное в ГМП - повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов.
В соответствии с этим и следует конструировать задачи ГМП. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека, этапы проживания им собственной жизни; во-вторых, включение его в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.
Практическая работа субъектов ГМП с учетом появления позитивных, общественно важных тенденций в среде молодежи должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации ее гражданских инициатив, участия в социально значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, организации мероприятий по адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, коррекционным воздействиям в случаях проявлений отклоняющегося поведения.
IV. Цели и задачи государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;
воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех (уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.
Задачи по реализации ГМП определяются всеми государственными органами исполнительной власти и утверждаются Межправительственной комиссий по работе с молодежью.
Задачи по реализации ГМП в субъектах РФ рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ.
Органы местного самоуправления могут применять цели и задачи ГМП, определенные в настоящей Концепции.
Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения – активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
V. Принципы реализации государственной молодежной политики
Принципы деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:
1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.
2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.
3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.
4. Принцип участия - молодежь — не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения – активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
5. Принципы деятельности:
Принцип деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП:
соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;
привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
VI. Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики
Основанием для определения основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики является широкий взаимосвязанный круг процессов и явлений:
общие задачи государственной политики;
возможности и ресурсы государственной власти;
содержание и направленность социальной политики, реализуемые социальные программы;
уровень развитости государственной молодежной политики;
этапы жизненного пути молодежи;
реализация прав молодого человека как гражданина;
характер процессов включения в трудовую и общественную жизнь.
Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально-экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.
При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах.
Стратегические цели государственной политики направлены на:
создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;
кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:
воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;
становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.
Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.
Применительно к государственной молодежной политике это означает:
соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина;
социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;
адресную социальную помощь;
социальную поддержку молодой семье.
Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.
Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные орган исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения ГМП.
Для современной социально-экономической ситуации типичны ограниченность государственных ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что привело к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Коренные проблемы жизнедеятельности молодого человека недостаточно гарантированы государства и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность.
Эта ситуация порождает и усиливает антиобщественное и девиантное поведение молодежи, что весьма чувствительно отражается на функционировании государства и жизни молодого человека. Эти явления - имманентно не присущи человеческой жизнедеятельности, являются порождением социально-экономических условий жизни общества и паразитированием определенных черт личности человека.
Определение основных направлений и приоритетов ГМП следует определять с учетом содержания и структуры деятельности министерств и ведомств социального блока и реализуемых ими социальных программ.
В Федеральной программе “Молодежь России”, принятой на 2001-2005 гг. определены следующие основные направления. Учитывая специфику концептуального и проектного документов, возможно уточнить и дифференцировать основные направления и приоритеты ГМП.
Приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:
поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;
государственная поддержка молодых семей;
оказание социальных услуг для молодежи;
обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.