Статистики государственного бюджета
Анализ выполнения бюджета любого уровня осуществляется с помощью вычисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по различным видам и целевому назначению.
Характеристика факторов, которые повлияли на отклонение от плана, может быть осуществлена с помощью метода цепных подстановок. Например, изменение налоговых доходов Н могло произойти под влиянием двух факторов:
1) изменения налоговой базы Б;
2) изменения налоговой ставки С.
Влияние изменения налоговой базы на абсолютный приростналоговых доходов определяется по формуле:
Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный приростналоговых доходов определяется по формуле:
где Б1 и Б0 — размер налоговой базы, соответственно, в отчетном и базисном (плановом) периоде; С1 и С0 - уровень налоговой ставки, соответственно, в отчетном и базисном (плановом) периоде.
Общий прирост суммы налоговых доходов по конкретному виду налогов может быть рассчитан как сумма абсолютных приростов за счет двух факторов:
На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:
;
;
.
В том случае, если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.
С помощью показателя доли задолженности характеризуется число месяцев или периодов производственной деятельности, необходимое для погашения долга:
Показатель доли покрытия (1) показывает, какой процент расходов на социальные нужды покрывается за счет налоговых поступлений:
Показатель доли покрытия (2) показывает, какая доля объема расходов финансируется за счет займов:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ
КЛАССИФИКАЦИИ
Система классификаций включает определенные разделы.
Классификация доходов и полученных официальных трансфертов:
1) общие доходы и полученные официальные трансферты;
2) общие доходы;
3) текущие доходы;
4) налоговые поступления;
5) неналоговые поступления;
6) доходы от операций с капиталом;
7) полученные официальные трансферты.
Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: функции, с выполнением которой связаны расходы, и экономической характеристики операций, при проведении которых осуществляются эти расходы.
Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения:
1) государственные услуги общего назначения;
2) общественные и социальные услуги;
3) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью;
4) прочие функции.
Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения:
1) общие расходы и кредитование минус погашение;
2) общие расходы;
3) текущие расходы: расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи.
Капитальные расходы:
1) приобретение основного капитала;
2) приобретение товаров для создания запасов;
3) приобретение земли и нематериальных активов;
4) капитальные трансферты.
Кредитование минус погашение:внутренне кредитование, внешнее кредитование.
Классификация операций финансирования бюджетного дефицита проводится также по двум признакам: по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу кредитора:
1) общее финансирование;
2) внутреннее финансирование:
а) от других частей сектора государственного управления;
б) от органов денежно-кредитного регулирования;
в) от депозитных банков;
г) прочее внутреннее финансирование;
д) корректировки;
3) внешнее финансирование:
а) от международных организаций экономического развития;
б) от зарубежных учреждений управления;
в) прочее внешнее заимствование;
г) изменения в объемах наличных денежных средств.
Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства:
1)общее финансирование;
2) внутреннее финансирование;
3) внешнее финансирование:
а) долгосрочные облигации;
б) краткосрочные облигации и векселя;
в) долгосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим
категориям;
г) краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим
категориям.
Классификация государственного долга по типу держателей долговых обязательств:
1) общая сумма долга;
2) внутренний долг:
а) другим частям сектора государственного управления;
б) органам денежно-кредитного регулирования;
в) депозитным банкам;
г) прочая внутренняя задолженность;
д) корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках;
3) внешний долг:
а) международным организациям развития;
б) зарубежным учреждениям управления;
в) прочая внешняя задолженность;
г) корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках.