Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ
Содержание темы:
1.Парная корреляция
2. Формы связи
3. Коэффициенты корреляции
4. Коэффициент ассоциации
5. Коэффициент контингенции
Вопросы для самоконтроля по теме:
1.С помощью каких коэффициентов можно определить степень тесноты
парной линейной зависимости?
2.В каких целях используются ранговые коэффициенты связи Спирмэна
и Кендэла? Дайте их формулы.
3.Что такое коэффициент ассоциации и коэффициент контингенции? В
чем особенности их расчета?
4.Какой коэффициент используется в случае существования небольшого
объема исследуемой информации?
Методические указания по выполнению практических работ по
Дисциплине
Практические занятия по дисциплине ОП.02 Статистика проводятся с целью приобретения практических умений и навыков в осуществлении статистического исследования и проведения статистического анализа процессов и явлений.
Данные методические рекомендации включают перечень работ, правила выполнения, список рекомендуемой литературы, критерии оценивания.
Каждая работа содержит теоретический и практический блоки. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Практическая часть содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению, требования к оформлению и представлению отчета о выполнении. По окончании работы результат представьте преподавателю. В случае возникновения вопросов по выполнению Вы всегда можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю.
В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
Критерии оценивания:
- выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;
- описание работы соответствует требованиям, изложение последовательное, логичное, грамотное;
- правильное и аккуратное заполнение схем, таблиц;
- выводы сделаны грамотно, соответствуют заявленной цели работы.
Практическое занятие 1
Средние величины и абсолютные и относительные показатели
Вариации
Цель работы: формирование навыков по вычислению средних величин, абсолютных и относительных показателей вариации, научиться графически изображать статистические данные
Краткое изложение теоретических вопросов:
Средние величины
Средними в статистике называются обобщающие показатели, выражающие типичные, характерные для определенных условий места и времени размеры и количественные соотношения явлений общественной жизни.
Средние величины можно рассчитать различными способами. Соответственно различают разные виды средних: агрегатные, арифметические, гармонические, геометрические и др.
При выборе вида средней для характеристики среднего уровня следует исходить из существа изучаемых явлений и наличия исходных данных. Если заданы варианты x и их частоты f, то для расчета их среднего значения пользуются средней арифметической взвешенной.
Если частоты f всех вариантов x равны, то пользуются средней арифметической простой.
Если известны варианты в их суммарной значении по группам - W, но неизвестны частота повторения признака f, которая является сомножителем в W=xf, используются средней гармонической
Выбирая вид средней, всегда надо имеет в виду, что средняя правильна тогда, когда имеет реальный экономический смысл.
Задание 1
На основании данных по 30 предприятиям (табл. 1) выполнить следующее задание.
Фирма | Среднесписочная численность работников, чел. | Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | Фирма | Среднесписочная численность работников, чел. | Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
Провести аналитическую группировку 30 предприятий по выручке от реализации продукции. В табл. 1 представлены данные о среднесписочной численности работников и выручки от реализации продукции по 30 предприятиям одной из отраслей промышленности за год, млн. руб.
Задание 2
Рассчитать по факторному признаку групповые и общие средние арифметические величины, а также структурные средние величины - моду и медиану.По результативному признаку определить общие и групповые средние величины. Привести графическую иллюстрацию взаимосвязи факторного и результативного признаков. Сформулировать вывод о полученных значениях моды, медианы и средней арифметической.