Язык и стиль курсовой работы

Поскольку курсовая работа является квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура работы лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственное отношение (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, в следствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратиться к.., рассмотрим, остановимся на.., рассмотрев, перейдем к.., необходимо остановиться на.., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать).

В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что и т.п.»).

Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, «мельчайшие частицы вещества».

Глагол и глагольные формы в тексте курсовой и выпускных квалификационных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы работ обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема».

Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко - сослагательное наклонение, и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например: «В данной статье рассматриваются...», «Намечено выделить дополнительные кредиты...»).

В научной речи очень часто распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что- то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте не используются.

Для текста курсовой работы, требующей сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составленных подчинительных союзов «благодаря тому, что», «между тем, как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т.п.

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не субъекте.

Сейчас стало не писаным правилом, когда автор выступает в множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.

Став фактором научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению».

Употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «автор полагает...»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

Для языково-стилистического оформления работы очень важно уметь организовать накопленную научную информацию в связный текст, для чего надо хорошо разбираться в его речевых функциях и лексических средствах их реализации.

Учебное издание

Методические рекомендации

по подготовке и защите курсовой работы по дисциплине

«Статистика» направления 38.03.01 Экономика, профиль подготовки Бухгалтерский учет, анализ и аудит; профиль Финансы и кредит

В авторской редакции

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСТОКИ»

394026, г. Воронеж, ул. Солнечная, 33

Телефон/факс (473)239-55-54

E-mail: [email protected]

Подписано в печать 10.09.2014 г. Формат 60×80 1/16

Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная.

Бумага офсетная. Объем 3 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ №274

Наши рекомендации