Язык и стиль курсовой работы

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

методические рекомендации для студентов педагогических вузов

Волгоград – 2010 г

Методические рекомендации для студентов педагогических вузов по написанию курсовых работ состоят из семи частей: структура курсовой работы,язык и стиль курсовой работы, методика написания курсовой работы, рекомендации по самостоятельной работе студента, защита курсовой работы, основные понятия курсовой работы и приложений. Предназначено для студентов, обучающихся на педагогических специальностях и направлениях педагогических вузов.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа представляет собой вид учебной и научно-исследовательской самостоятельной работы обучающегося. Это более глубокое и объёмное исследование избранной проблемы учебного курса, чем реферат, доклад или контрольная работа, проводимое обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по определенным темам дисциплины учебного плана, предлагаемым и утверждаемым на заседании кафедры, курирующей указанную дисциплину. Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Сроки выполнения курсовой работы определяются учебным графиком по специальности/направлению.

Основной целью выполнения курсовой работы является овладение обучающимися умениями исследовательской деятельности в условиях самостоятельного решения проблемы, умениями организации собственной исследовательской работы, элементами научного творчества и научного изложения известных и новых знаний.

Курсовая работа развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, помогает освоить практику написания научных трудов, технику научной работы, приемы оформления текста рукописи и т. д.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

– закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;

– приобщение к работе со специальной и нормативной литературой;

– приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;

– применение современных методов организационного, методического, правового, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;

– выработка умений применения полученных знаний для решения конкретных профессиональных задач;

– развитие интереса к научно-исследовательской работе.

Таковы основные характеристики курсовой работы как особого вида научно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрим теперь какова структура курсовой работы и как должна она готовиться, чтобы в полной мере отвечать всем предъявляемым к ней требованиям.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1.Обоснование актуальности выбранной темы.

2.Постановка цели и конкретных задач исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Выбор методов (методики) проведения исследования.

5.Описание процесса исследования.

6.Обсуждение результатов исследования.

7.Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В соответствии с указанной логикой традиционно описываются результаты курсового исследования. Курсовая работа включает в себя следующие части:

- титульный лист;

- оглавление (перечень содержания);

- введение;

- глава 1 (возможно более детальное дробление материала на параграфы 1.1., 1.2. и т.д.);

- выводы по главе 1;

- глава 2 (возможно более детальное дробление материала на параграфы 2.1., 2.2. и т.д.);

- выводы по главе 2;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Остановимся подробнее на характеристике каждой из указанных составных частей.

Титульный лист – первая страница работы (номер страницы не пишется), которая заполняется по строго определенным правилам (образец титульного листа приведен в приложении 1). Титульный лист курсовой работы обязательно должен содержать следующие сведения:

- полное наименование вуза, института/факультета, кафедры (на которой выполняется курсовая работа);

- название темы курсовой работы;

- сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, личная подпись исполнителя);

- сведения о научном руководителе (Ф.И.О, ученая степень, ученое звание и должность, личная подпись руководителя).

Оглавление или содержание традиционно располагается на второй странице (номер страницы пишется). В оглавлении (содержании) приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинаются с прописной буквы, но без точек на конце. Последнее слово каждого заголовка отделяют с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение по объёмусоставляет 2-3 страницы на которых студент излагает основную теоретическую концепцию, которая служит методологической базой всего исследования, дает обоснование научного значения и актуальности выбранной темы для современной практики, указывает ее место в курсе изучаемой дисциплины, делает краткий обзор имеющейся литературы и исследований по теме, а также показывает значимость проводимого исследования для образовательной практики. Во введении автором обычно обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость работы. Таким образом, введение – очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Отметим некоторые особенности каждой составляющей введения.

Актуальность. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 машинописных страниц показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Таким образом, если обучающемуся удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Чтобы читателю курсовой работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор исследований и литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод обучающийся сделать не может, то он лишает себя права на разработку выбранной темы. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство обучающегося со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.

От формулировки проблемы, которая является темой данной курсовой работы, логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

От доказательства актуальности выбранной темы и формулировки проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования.

Цель исследования – выявление существенных характеристик предмета исследования; другими словами – какой результат исследователь намерен получить, каким он видит этот результат? Главное требование к формулировке целей – проектирование в них не процесса, а исследовательского результата.

Следующим шагом следует указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Задачиисследования конкретизируют цель и отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Формулировки задач обычно начинаются со слов: изучить…, описать…, выявить…, обосновать…, установить…, доказать…, разработать…, вывести формулу…, построить модель…, апробировать…

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Этапы исследования – описывают порядок работы над темой. Обычно в работе над курсовым исследованием выделяют 3-4 этапа.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, например, в курсовой работе методического характера объектом исследования обычно является процесс обучения кого-либо чему-либо. Предмет – это то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения, стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определённой целью и в определённых условиях. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание обучающегося, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования (теоретические и эмпирические), используемые автором в работе, служащие инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Следует помнить, что успешность выполнения курсовой работы в наибольшей степени зависит от умения обучающегося выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели. Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных методов используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Охарактеризуем наиболее распространённые общие методы исследования.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

Сравнение – одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение – есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Частным случаем наблюдения является эксперимент, т.е. такой метод научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего, с анализом и синтезом. Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Индукция – это метод позволяющий делать умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Дедукция – метод построения цепи умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа, что является базой экспериментальной части исследования. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования – краткое перечисление основоположников исследования выделенной в курсовой работе проблемы.

Основная часть курсовой работы чаще всего состоит из двух глав, каждая глава включает в себя не менее двух параграфов, каждый из которых должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Объем глав, как и параграфов должен быть примерно одинаковым. Параграфы должны быть взаимосвязаны и соотносится с задачами, сформулированными во введении.

В главах основной части курсовой работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются его результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение обучающегося сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Глава 1 чаще всего посвящается теоретическому аспекту проблемы (подробный обзор и анализ состояния изученности данной проблемы), при этом делается акцент на неизученных вопросах, даются определения понятий, используемых в работе, теоретически обосновывается решение поставленной проблемы.

Глава 2 включает практический материал, т.е. в ней описывается и систематизируется практическое применение результатов теоретического анализа, сделанного в первой главе, рассматриваются логика и этапы работы.

Обязательным структурным элементом основной части курсовой работы является аналитический обзор литературных источников по теме исследования. Основные требования к тексту аналитического обзора таковы:

– полнота и достоверность информации;

– наличие критической оценки использованной информации;

– обязательные ссылки на авторов цитируемой литературы;

– логичность структуры;

– композиционная целостность;

– аргументированность выводов;

– ясность, четкость и лаконичность изложения.

После каждой главы формулируются выводы, куда выносятся основные результаты указанной части работы. Выводы должны быть переформулированы, а не скопированы из основной части работы. В них должно содержаться всё то существенное, что составляет научные и практические результаты проведённой работы.

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение».

Заключение раскрывает значимость рассмотренных вопросов для педагогической теории и практики обучения и воспитания; является подведением итогов научного исследования, в нем проводится анализ решения поставленных задач, определяются перспективы дальнейшего исследования. Как и всякое заключение, эта часть курсовой работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации.

Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов по каждой главе, представляющих краткое резюме, а должно содержать то существенное, что составляет итоговые результаты исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов теоретическая значимость и/или практическая ценность исследования.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые в будущем придется решать в первую очередь.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей курсовой работы и отражает самостоятельную творческую работу обучающегося. Библиография должна удовлетворять следующим требованиям:

1) соответствие теме курсовой работы и полнота всех аспектов ее отражения (как правило, в списке приводится не менее 25 источников);

2) разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, методические и др.;

3) отсутствие морально устаревших документов.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, города и года издания, количества страниц. Образец оформления списка литературы приведен в приложении 3.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте курсовой и которые фактически не были использованы.

Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте курсовой работы.

В современных условиях источниками информации могут служить и интернет-ресурсы, ссылки на которые необходимо делать после литературных источников. При этом указывается электронный адрес источника.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы, помещают в приложении. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и по содержанию могут включать в себя: методические материалы, дополняющие текст; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики, акты внедрения, фото и видеоматериалы, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

ЯЗЫК И СТИЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Язык и стиль курсовой работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.

Для научного текста характерны: смысловая законченность, целостность и связность, т.е. текст научной работы отличается от всякого другого, прежде всего своей логичностью. Поэтому какие бы ошибки с точки зрения логики не делали авторы курсовых работ при описании хода исследования, всегда можно доказать, что любая ошибка такого рода сводится в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов теории и практики. Важнейшим средством выражения логических связей в курсовой работе являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

- последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого и др.),

- переход от одной мыли к другой (прежде чем перейти к,.., обратимся к,.., перейдем к,.., остановимся на,.., необходимо рассмотреть и др.);

- итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, следует сказать и др.).

Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Сейчас стало неписаным правилом, когда автор исследования выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению», «автор полагает...», «нами проведен анализ...». В научных текстах распространены безличные предложения. Например, вместо «нами проведен анализ» нередко пишется «проведенный анализ показывает…».

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

Точность означает, что в тексте курсовой работы необходимо придерживаться однозначной трактовки научных терминов. Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее чем понятие «факт». Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только сведения о полученных теоретических и экспериментальных данных. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы. Эмоциональные языковые элементы в тексте курсовой работы не играют существенной роли, а порой они просто неуместны.

Другое необходимое качество научной речи – ее ясность. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст курсовой работы читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений.

Краткость – третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора или другой разновидности многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. Главное в курсовой работе – как можно короче и точнее изложить суть дела.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати принято приводить цитаты, которые органически вплетаются в текст работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает обучающийся. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает научную ценность излагаемого в работе.

6. Если необходимо выразить отношение автора курсовой работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

7. Если автор курсовой работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора диссертационной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. – И.Ф.), (подчеркнуто мною – И.Ф.), (курсив наш. – И.Ф.).

И наконец, в тексте научных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются: а) на общепринятые условные сокращения, б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее) и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие) и пр. (и прочие).

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Укажем еще ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст.ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при циф­рах), акад. (академик), доц. (доцент), проф. (профессор).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла), «уравнение» (ур-ние), «диаметр» (диам.).

Наши рекомендации