Динамика себестоимости продукции
Для наблюдения за динамикой затрат на 1 руб. ТП исчисляют следующий индексы: или 94,8%.
z0 – может быть как плановым показателем, так и фактически сложившимся уровнем с/ст. на конец прошлого года.
Динамика себестоимости продукции и выполнения плана по ее снижению изучается путем расчета индивидуальных и общих индексов себестоимости.
Индивидуальный индекс себестоимости: .
Общий индекс себестоимости: .
1. Индивидуальные и общие индексы динамики планируемой себестоимости: ;
2. Индивидуальные и общие индексы динамики фактической себестоимости по сравнению с предыдущим периодом:
;
3. Индивидуальные и общие индексы выполнения плана по снижению себестоимости: ;
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие себестоимости продукции, виды себестоимости.
2. Что такое калькуляция? Статьи затрат калькуляции.
3. Что такое прямые и косвенные затраты?
4. Чем отличаются по составу цеховая производственная и полная виды себестоимости?
5. По каким признакам группируются затраты предприятия?
6. Дайте характеристику экономическим элементам затрат.
7. Как определить показатель затрат на рубль товарной продукции?
8. Связь показателей себестоимости и прибыли.
9. Динамика себестоимости, индексы себестоимости.
Тема 8. Статистика финансовых результатов деятельности предприятия
Основные понятия
Финансы предприятия– это экономическая категория, отражающая экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использование денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, услуг, формирующиеся для производственного и потребительского назначения.
Финансовые отношения внутри предприятия возникают в процессе образования доходов, формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения для удовлетворения потребностей производственного и потребительского характера.
Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, предназначенные для выполнения фин. обязательств и осуществления затрат для производства.
Наиболее существенным источником получения денежные средств является прибыль. Поэтому в данной дисциплине уделяется большое значение изучению двух основных сводных финансовых показателей работы предприятия – прибыли и рентабельности.
Прибыль и ее виды
В условиях рынка при развитии конкуренции значение прибыли велико – стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителя на увеличение объема пр-ва продукции и снижение затрат на производство.
Прибыль – это финансовый итог производственно-хозяйственной деятельности предприятия, это основной источник накопления, развития производственных сил, расширенного воспроизводства и роста благосостояния трудящихся.
Различают 3 показателя прибыли:
1. Общая или балансовая прибыль.
2. Прибыль от реализации продукции.
3. Чистая прибыль.
Балансовая прибыль (БП) – это сальдо (разность) между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой убытков от всех видов деятельности. Она включает в себя следующие виды доходов и убытков:
· прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;
· прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и др. активов;
· прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;
· доходы и потери от валютных курсовых разниц;
· доходы и потери от ценных бумаг и др. краткосрочные и долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество др. предприятий;
· доходы и потери, связанные с финансовыми операциями;
· доходы и потери от хозяйств непромышленного типа.
Прибыль от реализации продукции (ПР) от основной промышленно-производственной деятельности – получается как разность между стоимостью реализованной продукции и ее полной себестоимостью. Она характеризует общий финансовый результат основной хозяйственной деятельности предприятия.
Чистая прибыль – это разность между балансовой прибылью всеми налогами, штрафами, пенями, процентами за банковский кредит и прочими обязательными платежами. Это прибыль, оставшаяся в полном распоряжении предприятия.
Чистая прибыль используется предприятием на четыре основные цели:
1. расширение производства и научно-исследовательские работы;
2. содержание социальной сферы (столовые, филой фонд и др.), а также льготные отпуска и путевки и др. льготы;
3. материальное поощрение персонала для увеличения производительности труда, улучшения качества продукции, уменьшения брака и т.д.;
4. образование резервного фонда и др. специальных фондов.