Основные принципы, направления и источники финансирования социальной политики
Основные принципы финансирования социальной политики
Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Организация исполнения социальных обязательств государства осуществляются как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и обще функциональными министерствами (Мин эконом развития РФ, Минфин РФ).
Методы финансирования социального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности. Экономическую эффективность социальной политики следует рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах.
Макроэкономическая эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений.
Микроэкономическая эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств между различными программами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.
Третий аспект эффективности воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность.
Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государства в социальной сфере.
Вступление в третье тысячелетие можно рассматривать как новую стадию экономического развития России, присоединения к странам, определяемым как «нарождающийся рынок» («emerging markets»). Формирование социальной политики в России совпало с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства.
2. Динамика государственных социальных расходов в переходный период
С точки зрения финансового обеспечения социальных расходов в переходной экономике России четко просматриваются три этапа, имеющие существенные различия.
Первый этап — 1991-95 гг. — характеризуется наращиванием государственных расходов на социальные нужды.
Второй этап — 1995-98 гг. — период поиска эффективных форм и методов реализации социальной политики.
Третий этап — 1999-2010 гг. - связан с принятием рамок практически всех институциональных социальных реформ согласно «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.»
3. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.
Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики.
Значительное различие в уровнях экономического развития регионов, бюджетной обеспеченности субъектов Федерации привело к тому, что финансирование этих законов колебалось от 100% (Москва) менее чем 10% .
Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание Фонда компенсаций в целом, выступил против перераспределения средств от «богатых» регионов в пользу «бедных.
На следующем уровне бюджетной системы — местные бюджеты. Нацелены они на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения, в настоящее время это бюджеты выживания для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты, как правило, не располагают возможностями свободы финансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.
Цель данных фондов — обеспечить реализацию важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи.
Структура ФСС включает федеральный уровень, региональные отделения, центральные отраслевые отделения и их филиалы. При ФСС образуется Правление, а в его отделениях — координационные советы. Члены
Фонд обязательного медицинского страхования создан в 1993 г. в соответствии с постановлением ВС РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г», территориальные фонды создаются местными органами власти.
Размер обязательного страхового тарифа установлен в размере 3,6% от фонда оплаты труда для всех категорий плательщиков. Причем в федеральный фонд — 0,2%, а в территориальные — 3,4% (с 2001 г. расщепление тарифа и его размер будет определяться согласно шкале единого социального налога).
Основные задачи федерального фонда: реализация государственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечение прав граждан и достижение социальной справедливости в системе обязательного медицинского страхования, осуществление мер финансовой устойчивости системы, в том числе за счет выравнивания условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ.
Благотворительный фонд — весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, В 1995 г. в России принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», аналогичные законы приняты в целом ряде регионов РФ.