Основные направления государственной политики в области налоговой реформы. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

В экономической теории выделяют три состояния бюджета:

1.профицитное – превышение доходов над расходами;

2.сбалансированное – расходы полностью обеспечивают доходы;

3.дефицитное – превышение расходов над доходами.

Дефицит измеряется в % от ВВП.

Он подразделяется:

-активный-может быть вызван необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Рост инвестиций, которые осуществляет государство, приводит к увеличению занятости к уровню дохода, а следовательно ведет к экономическому росту.

-пассивный – связан с реальным сокращением ВВП, сопровождается снижением дохода государства.

-структурный – представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы. Когда экономика страны выходит в период спада, то налоговые поступления сокращаются, а социальные выплаты растут.

-циклический – разность между реально наблюдаемым бюджетным дефицитом и структурным.

Методы финансирования:

1.Инфляционные. К ним относят: эмиссию денег, заимствование у ЦБ страны, повышение уровня изъятия налогов( через косвенные налоги).

2.Не инфляционные. Заимствование на внутренних и внешних финансовых рынках Они ведут к увеличению государственного долга.

Нормальным для экономики считается дефицит приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране.

18. Содержание и формы государственного кредита.

Госуд. кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, имеет особенности финансов и кредита.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

В качестве звена кредитной системы государственный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности.

Различают три формы государственного кредита:

1. Государство, в качестве заемщика;

2. Государство, в качестве кредитора;

3. Государство, в качестве гаранта.

1.Как заемщик. В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие материальные ценности, а заемщик обязуется вернуть такую же сумму или равное количество материальных ценностей, того же рода и качества.

2. Как гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ выступает в качестве гаранта, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

3. Как кредитор.

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое значение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.

В современных условиях наряду с бюджетом внебюджетные фонды играют важную роль и это, объясняется рядом причин:

1.у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;

2. предназначены для решения важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;

3. могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредитования.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1.выделение из бюджета определенных;

2.формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в название фонда указана цель расходования средств.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

1.обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики(фонды НИОКР, экологические и др.);

2.расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФРФ и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства ПФР формируются за счет:

1. страховых взносов работодателей;

2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;

4. ассигнований из бюджетов субъектов РФ;

5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

6. добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

7. доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

1.выплату государственных пенсий;

2.выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

3.оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4.финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

5.осуществляет прием документов и выдачу сертификата «О материнском капитале»;

6.другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Наши рекомендации