Динамика общественного развития

1. Общество в динамике. Понятие цивилизация

2. Представления о развитии общества

3. Противоречивость прогресса, его критерии

4. Современное общество. Глобальные проблемы человечества

Общество находится в непрерывном движении. Мыслители давно задумываются над вопросом: куда же оно движется? Можно ли сравнить это движение с циклом, подобным смене времен года, или общество – как организм, который появляется на свет, взрослеет, становится зрелым, стареет и умирает. По какому пути развивается общество? При ответе на этот вопрос мнения мыслителей разделились. Начнем с пессимистических оценок.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв.до н.э.) выделял 5 стадий в жизни человечества. Первые две называются «золотым веком» и «серебряным» (именно в этот период началось падение нравов людей). Путь человечества Гесиод называл регрессивным. В конфуцианстве древность также называют «золотым веком». Христианская философия также дает пессимистичный прогноз, подготавливая нас к «концу света».

Приверженцами исторического прогресса являются

Кант: он считал, что человечество овладеет всеми знаниями,

Гегель сравнивал историю с подъемом на вершину: Древний Восток – младенческое состояние, Греция – юность, Рим – зрелость, германский мир – старость, исполненная силы и разума

Кондорсе – наблюдая за тем, кем человек был и кем стал, пришел к выводу, что человечество беспрерывно обновляется, стремится к истине и счастью

Маркс и Энгельс - разрабатывали концепцию идеального и справедливого общества, к которому человечество придет в будущем

Заслуживает особого внимания система взглядов на всемирную историю, в основе которой лежит идея уникальности и своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена ряда цивилизаций, существовавших когда-то и существующих ныне в разных уголках планеты. Понятие цивилизация рассматривается как качественная специфика материальной и духовной жизни той или иной группы народов на определенном этапе развития.

Цивилизации существенно отличаются друг от друга не только производственными технологиями, но и в силу того, что они базируются на несовместимых системах ценностей. Разным цивилизациям присуща определенная философия, образ мировосприятия и образ жизни. Среди множества обществ историки выделяют так называемые традиционные цивилизации: Древняя Индия, Китай, Вавилон, Древний Египет и др. Чтобы не получить огромный перечень похожих и непохожих друг на друга цивилизаций, обратимся к приему, который поможет нам сгруппировать их по какому-либо критерию – классифицируем их (поделим на классы). Одна из популярных классификаций описывает следующие типы цивилизаций:

1) космогенная,

2) техногенная,

3) антропогенная

Первый тип охватывает Древний мир и Средневековье. Для него характерны ручные технологии, кроме того, мировой космос, т.е. природа и природные условия определяли всю деятельность человека и общества (отсюда и название цивилизации). Основой цивилизации второго типа стали машины, появление которых продиктовано развитием науки и техники. Общественное устройство при этом связано с наемным трудом, рыночными отношениями, необходимостью профессионального подхода к труду. Техногенное общество можно реформировать, модифицировать, в нем возможны революции, но люди по-прежнему являются заложниками сферы производства. По мнению ученых, к 70-м годам техногенный тип исчерпал возможности дальнейшего развития. Именно это стало причиной глобальных проблем и кризисов. Одна из самых страшных для техногенной цивилизации проблем – исчерпаемость материальных и энергетических возможностей природы.

Сегодня складывается цивилизация нового – третьего типа. Меняется сама основа материального и духовного производства. Основой производства становится информационная база. Это приводит к глобальным изменениям в социальной сфере и меняет структуру общества. Сегодня требуется иной уровень культуры, образованности, квалификации и способности каждого члена общества

А теперь обратимся к классификации, автором которой в середине ХХ века стал А.Тоффлером:

1) аграрная цивилизация;

2) индустриальная;

3) «третья волна» или постиндустриальная (подробнее см. лекцию 1 курса «История»)

2.Все идеи по поводу общественного развития можно свести к трем группам:

1) КОНЦЕПЦИЯ ЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ

. Круговорот (рис. 1).

Древние греки воспринимали историю как круговорот: для Сократа, Платона, Гераклита круг – символ вечности

. Разорванный поток (рис. 2)

В христианской философии предполагали разрыв потока вечности и объясняли его грехопадением человека

. Однолинейное прогрессивное движения (рис. 3)

В Новое время стали много говорить о линейном поступательном движении от менее совершенного общества к более совершенному. Однонаправленность признавали следующие мыслители

Маркс с концепцией о пяти общественно-экономических формациях:

· первобытное общество, в основе которого лежит присваивающее хозяйство, отсутствие частной собственности и социального неравенства;

· рабовладельческое: для него характерно наличие частной собственности на орудия труда и на человека труда - т.е. раба;

· феодальное общество: частная собственность на средства производства и частично на крепостных;

· капиталистическое (буржуазное) общество: ч/с на СП при юридической свободе человека труда;

· социалистическоеобщество – предполагает всеобщее равенство и общественную собственность (признана революционной утопией)

Алвин Тоффлер (см вопрос 1)

Монтескье признавал 3 состояния:

1)дикость,

2) варварство,

3) цивилизация

2) концепция многолинейного развития (Рис. 4)

В истории общества случаются резкие повороты. Ясперс: история имеет начало и конец, но ее движение определяется Провидением. Около 500 г. до н.э. произошло величайшее переосмысление: до этого человек видел себя кусочком мира, теперь же почувствовал беспредельность окружающего. Начался огромный путь познания мира.

3) концепция изломанной линии (Рис. 5)

Если изображать прогресс человечества графически, то получается изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные и мыслящие силы общества. Европе принес много бедствий фашизм, на протяжении истории неоднократно горели в кострах книги, насаждался культ грубой силы

Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru Динамика общественного развития - student2.ru

рис. 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4 рис. 5

4) концепция цикличного развития

4а. О. Шпенглер (1880-1936) полагал, что каждая цивилизация (он употребляет для них название культуры) развивается в 2 этапа. Они созревают, увядают и, наконец, исчезают. Каждой отводится около 1000 лет. Пройдя пик, общество вступает в фазу цивилизации, и его основные ценности подвергаются девальвации

4б. По мнениюА. Тойнби (1889-1975) процесс развития обществ – круговорот самостоятельных цивилизаций. Каждая из них проходит фазы: 1) возникновение и рост, 2) «надлом», 3)упадок, 4)гибель. Не все народы проходят полный цикл, некоторые погибают, многие и после упадка находят внутренние резервы и вместо гибели совершают новый цикл. Так Русь восстала после свержение монголо-татарского ига, помогло христианское единение, после распада СССР история государства продолжилась, опираясь на переход к новому экономическому строю. Любопытен закон «Вызова-и-Ответа». «Вызов», по мнению Тойнби, это неблагоприятные природные условия, агрессия других народов и т.п. – они необходимы, если цивилизация долго находится в благоприятных условиях, ее развитие тормозится. На вызов должен последовать адекватный «Ответ». Если он не найден, вызовы будут повторяться вплоть до «надлома». Цивилизация живет, пока соблюдается цепь «Вызовов-Ответов»

Рассматривая общество в динамике, ученые выявили еще одну любопытную закономерность

5. Теория маятника: общество, выведенное из равновесия под воздействием внешних или внутренних факторов, начинает совершать колебательные движения от одной крайней точки к другой, иногда останавливается и обретает стабильность.

3.Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы»: государственные учреждения, производственные организации, политические объединения людей и мн. др. Все эти части общественного организма находятся во взаимной связи, но могут не совпадать в своем развитии, ведь изменения, происходящие в разных областях, могут проходить не синхронно, а могут быть разнонаправленными. Прогресс в одной области может сопровождаться с регрессом в другой. Так прогресс техники и химизация привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу среды обитания людей. Открытия в области ядерной физики вывели нашу страну в число великих мировых держав, дали возможность получить новый источник энергии и расширили возможности человека, но в то же время создали огромную угрозу его жизни и здоровью. Проявление этой угрозы мы ощутили после Чернобыльской катастрофы. Использование компьютерной техники облегчает производственную, интеллектуальную и творческую деятельность человека, но влечет за собой новые болезни, связанные с длительной работой у компьютера: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с большой психологической нагрузкой. Рост городов и необходимость подолгу находиться в транспорте также увеличивает нагрузки на человека, порождая стрессы и провоцируя болезни нервной системы, а также сердечно-сосудистые заболевания.

Прогресс всегда был и будет противоречивым. Совершенствуются орудия труда, на производстве появляются совершенные механизмы – общество сталкивается с безработицей. Маркс одним из первых обратил внимание на тот факт, что двигателем общества является … конфликт между производительными силами (ПС) и производственными отношениями (ПО), что приводит к смене способа производства (СП). Отмена крепостного права и переход от феодализма к капитализму – типичный пример: люди изобрели необходимую технику для массового механизированного производства, но нет рабочих рук, которые бы работали на фабриках и заводах, т.к. все они прикреплены к своим помещикам. После 1861 года, как мы знаем, крестьяне массово будут уходить в город и пополнять ряды рабочих. Однако историки и экономисты, радуясь долгожданному прогрессу, почти не заметили того бедственного и отчаянного положения, в котором в 60-70-е годы XIX века находились вчерашние крестьяне: не от хорошей жизни, а от невозможности прокормить семью бросали они землю и шли искать лучшей доли.

Человечеству приходится платить высокую цену за общественно-экономический прогресс. Даже за удобство передвижения в комфортном автомобиле приходится платить загруженностью городских магистралей и загрязнением окружающей среды. История изобилует и более драматичными примерами. Флот во времена Петра Великого строили согнанные насильно полуголодные кораблестроители, работали они и в стужу, и в слякоть, жили под открытым небом. А население России облагалось новыми и новыми налогами. Вод другой пример: в 30-е годы прошлого века наша страна добилась невиданных успехов индустриализации. Но какой ценой? Миллионы людей, среди которых больше половины безвинные заключенные, работали по 12-14 часов на «стройках века». Крестьяне, производители хлеба, становились жертвами искусственного голода, ведь зерно за валюту продавали за границу и на вырученные средства приобретали технику. Жертвами раскулачивания стали около 9 млн. человек. Те же процессы имело место в социалистическом Китае, где руководство страны проводило репрессии («культурную революцию») и индустриализацию («большой скачок»). Так что же является критерием социального прогресса?

На этот счет мнения расходятся.

Предложение 1-ое. Приветствовать стоит то, что делает общество более нравственным, прогресс науки и техники скорее можно расценить как регресс

Предложение 2-ое. Прогрессом считается только то, что приближает общество к правовому устройству – делает его более законным и справедливым

Предложение 3-е. Говорить об общественном прогрессе можно тогда, когда возрастает сознание свободы (точка зрения принадлежит великому Гегелю)

У всех этих предложений есть существенный недостаток: в них рассматривается только одна сторона развития. Все указанные показатели не являются универсальными, т.к. не охватывают жизнь человека и общества в целом.

Более или менее универсальной является следующая идея (4-я): подлинный прогресс - это развитие производительных сил, которое открывает простор для развития человека и расширяет его возможности. Эта идея критикуется, и не без оснований. Высокий уровень материального производства влечет за собой деградацию духовной культуры. И наконец, наибольшей популярностью пользуется сегодня версия 5-я: прогресс – это тогда, когда создаются более широкие возможности для самореализации человека, в этом случае растет и духовное богатство личности, и присутствует в достаточной мере свобода, а также гарантируются соблюдение прав человека. Именно это является высшей ценностью, значит, именно такая формулировка отражает сущность общественного прогресса. Настоящий прогресс – это когда общество порывает с тоталитарным прошлым, или когда человечество останавливает ядерную угрозу, нации прекращают вооруженные конфликты, наконец, когда люди успешно разрешают проблемы экологического характера (и другие глобальные проблемы)

4. Современное человечество – это более 6 млрд землян, это 204 государства, это многообразие экономических форм и способов культурной жизни. Заложено это многообразие различием природных условий, в которых обитают люди. Естественная среда обитания влияет не только на способ ведения хозяйства и одежду, но и на политическое устройство государств. Огромная Россия долго мирилась с монархией и тоталитаризмом, и сегодня трудно приспосабливается к демократии, ибо русские генетически привычны к единоличному правлению и сильной руке правителя, которому приходилось управлять 1/6 частью суши. Страны Востока, где земледелие было невозможно без широкомасштабных работ (под контролем государства), также спокойно сносили своих деспотичных правителей.

Особое влияние оказывают на развитие народа его соседи. Соседство можно сравнить с исторической средой. Именно поэтому народы, живущие в непосредственной близости друг от друга, обладают сходными чертами. Это могут быть похожие языки, одна и та же религия и т.д.

Однако если отвлечься от уникальных особенностей, то можно утверждать, что на свете сосуществуют 2 типа цивилизации: западный и незападный мир. Незападные общества приветствуют коллективные формы общежития, используют экстенсивные технологии, люди стараются меньше вмешиваться в природу. Страны «третьего мира», преимущественно Азия и Африка, и сегодня не видят смысла в активном преобразовании мира, живут, опираясь на многовековые традиции, свято почитают обычаи. Указанные факторы объясняют и экономическую отсталость Востока от Запада.

Западная цивилизация насчитывает около 300 лет. В ее основе лежит активная, творческая, преобразующая деятельность. Ее главные идеалы: а) постоянное обновление, б) независимость личности. Внешний облик западной цивилизации для нас привычен. Массовое производство и конвейер, огромные предприятия, масштабные стройки, величественные сооружения, по железным дорогам мчатся поезда, в небе летают самолеты с огромной скоростью. Все транспортные средства перевозят одновременно несколько тысяч пассажиров. По морям и океанам плывут суда грузоподъемностью в миллионы тонн. Сегодня западное общество готово частично отказаться от этой гигантомании. Свои позиции укрепляет мелкосерийное производство, а также производство по индивидуальным заказам. Кстати, при этом не требуются огромные склады под готовую продукцию, есть возможность быстро реагировать на изменение спроса. СМИ становятся более разнообразными: многоканальное, спутниковое ТВ, Интернет, личные компьютеры, разные печатные издания.

Ширятся экономические, информационные связи между народами, преодолевается разобщенность. Для человечества нет будущего без объединения. Отдельные нации не смогут себя обеспечить полезными ископаемыми и энергетическими ресурсами. В условиях расширения связей между народами и культурами выясняется, что многие общества нуждаются в обновлении – модернизации. Общества обновляются как целенаправленно, так и по принципу диффузии. Когда-то Америка формировалась благодаря заимствованию и диффузии, а сегодня она распространяет свои новшества на огромные пространства. Каналами диффузии являются миграция, туризм, торговые отношения, выставки, ярмарки, обмен студентами и специалистами, научные конференции и даже военные действия.

Чрезмерно активные заимствования, развитие транспортных средств, экономических связей, воздействие на людей СМИ, распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния заставляют говорить о глобализации. Так или иначе, в каждом обществе имеют место изменения. Если они приводят к позитивным результатам, говорят об общественном прогрессе. Этот прогресс может осуществляться в форме революций и реформ. Революции радикально изменяют основы общества, тогда как реформы приводят к изменению лишь некоторых сторон жизни, революции зачастую носят стихийный и неуправляемый характер, реформы же обычно проводятся организованно и обдуманно. Но главное отличие реформ от революций – они проходят постепенно. Революции бывают научные, религиозные, технические, социальные, политические, экономические. Революцией считают открытие Коперника, теорию относительности Эйнштейна. Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству называют неолитической революцией. Появление менеджмента – ничто иное, как управленческая революция.

Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с комплексом проблем, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных. Впервые о них официально заговорили на конференции ООН в 1992 г. Наиболее серьезными проблемами современности признаны:

Динамика общественного развития - student2.ru ограниченность некоторых видов природных ресурсов (повсеместно и по регионам): за последние 100 лет производство планеты выросло в 50 раз, 80% этого прироста получено с 1950 года; ожидается, что в ближайшие 50 лет ВВП планеты возрастет еще в 50-100 раз;

Ÿ за 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю;

Ÿ вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост;

Ÿ один сантиметр чернозема накапливается за 300 лет, а погибает один сантиметр за 3 года;

Ÿ на каждый км2 океана приходится 17 тонн вредных отбросов;

Ÿ 115 легковых автомобилей поглощают кислорода в 2 раза больше, чем создается его на территории США

Динамика общественного развития - student2.ru стремительный рост численности населения:

10 тыс. лет назад 5 млн.
7 тыс. лет назад 30 млн.
начало эры 250 млн.
1850 г. 1 млрд
1900 г. 1,6 млрд
1930 г. 2 млрд
1976 г. 4 млрд
1987 г. 5 млрд
2000 г. 6 млрд

Сейчас прирост составляет 12 тыс. человек в час. Однако в нашей стране смертность превышает рождаемость на 1 млн. чел. Демографы полагают, что максимально население Земли может быть равно 10 млрд. человек. Эта цифра будет достигнута уже к 30-м годам XXI столетия

Динамика общественного развития - student2.ru неравномерность уровней жизни развитых стран и отсталых, которые образуют большинство, разрыв в экономическом, политическом развитии дополняется информационным и все время усиливается;

Динамика общественного развития - student2.ru возрастает нагрузка на экологическую сферу, углубляется противоречие между производственной деятельностью человека и природной средой, слишком долго мы провозглашали девиз Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Теперь с горьким остроумием Мичурина перефразировали: « Мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали»

Динамика общественного развития - student2.ru растет риск техногенных катастроф наподобие Чернобыльской аварии,

Динамика общественного развития - student2.ru отмечается повреждение человеческого генофонда: появляется большое число умственно отсталых и физически неполноценных детей, огромный вред наносят экология, войны и репрессии,

Динамика общественного развития - student2.ru международный терроризм,

Динамика общественного развития - student2.ru угроза новой мировой войны

Динамика общественного развития - student2.ru возрождение нравственных и культурных ценностей, подавление идеологии потребительства, ведь люди основное время тратят на добывание «хлеба насущного», заработанные средства тратят на удовлетворение потребностей, удовлетворяя одну, человек попадает в зависимость от другой,

Динамика общественного развития - student2.ru для большинства людей мир сконцентрирован на экране телевизора, происходит навязывание моделей поведения, вредных для здоровья и психики человека, телепрограммы ориентированы на людей с интеллектом ниже среднего, за что интеллектуалы США называют телевизоры «видеотами», в Англии – «критинометрами»

В 1968 г. образован Римский клуб, куда вошли деятели науки, бизнеса и культуры. Главный вывод: «Наша так любящая расти система сама же себя обрекла на путь, лишающий ее этой возможности».

Наши рекомендации