Законы общественного развития и особенности общественного прогресса

Уже говорилось, что законы общественного развития, с одной стороны, носят естественноисторический характер, а с другой, - являются законами человеческой деятельности. Они, как и всякие законы, фиксируют наиболее общие социальные связи и отношения, выделяя из них наиболее устойчивые, сущностные, необходимые и регулярно повторяющиеся связи. Законы общественного развития обыч­но разделяют по историческому масштабу их действия на общеисторические и специфические. Также выделяются законы системного действия. Законы локального действия в социальной философии не рассматриваются.

При выявлении законов общественного развития принципиальное значение имеет то, какая концепция развития принимается за осно­вополагающую.

Концепции общественного развития.

Наиболее проработанными в теоретико-методологическом плане и доказавшими свою состоятельность в практическом применении являются следующие три концептуальные модели:

- концепция социального прогресса: есть социальное движение общества по историческим ступеням, каждая из которых выше предшествующей; если в какие-то исторические периоды и наблюдаются возвратные, регрессивные движения, то они в дальнейшем трансформируются в новые импульсы для общественного развития после разрешения социального противоречия;

- концепция развития на основе культуры: оно происходит в результате культурного взаимообогащения народов; прогрессивная ис­торическая ступенчатость здесь прослеживается меньше (или ее вообще нет), ибо каждое об­щество имеет свои особые исторические ценности и такую специфику общественного развития, из-за которой сравнивать его уров­ни очень трудно или невозможно:

- концепция элитизма: общественное движение осуществляется в результате регулирующих и корректирующих действий правящей элиты; она придает направленность общественному развитию, и эта направ­ленность в силу конкретно—исторических причин, изменения усло­вий общественной жизни может приобретать другой характер; культурная специфика общества, тра­диционные ценности могут в какой-то исторический момент потерять свое значение, и прогресс смениться движением по горизонтали или стать регрессивным развитием - вот тут-то элита и призвана вовремя сменить социальные ориентиры и духовные доминанты, определить новую парадигму развития.

Исходя из научных оснований, законоположенность общественного развития более или менее точно можно проследить на основе концепции социального прогресса, когда вектор общественного дви­жения задается развитием от простых к сложным, от низших к выс­шим социальным системам.

А. Общеисторические законы общественного развития:

Закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Данный закон фиксирует первичностьматериальной жизнедеятельности людей по отношению к духовной жизни, но только в той мере, в какой эта материальная жизнедеятельность отражает духовные потребности человека.

Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это закон общественного производства любой общественно—экономической формации — не имея развитых производительных сил ни одна общественная система не способна к дли­тельному и устойчивому развитию. Богатство общества создаются не оборотом денег, но высокопроизводительными материальными силами общества и высокоразвитыми материальными общественными отношениями.

Закон определяющей роли материального базиса по отношению к идеологической надстройке. Закон устанавливает, что материально-производственные отношения (базис), определяют все другие идеологические отношения (надстройка) — правовые, политические, нравственные и т. д.

К общеисторическим законам общественного развития относятся все законы материалистической диалектики, т. е. законы бытия природного, социального и духовного миров в их синте­зе. Применительно к социальной действительности они принимают такую модальность:

- закон социального противоречия и его разрешения в процессе борьбы в сущностных основаниях общества как социальной системы и обретения ею нового сущностного единства;

- закон перехода количественных изменений в обществе в новое социальное качество : на­капливаемые изменения - это новые возможности в развитии социальных качес­тв, их синтез в новый импульс общественного раз­вития, утверждение нового качества социальной системы;

- закон двойного социального отрицания: каждый последующий период развития социальной системы стано­вится отрицаемым, как и предыдущий; в обществе это, например, происходит с социальным утверждением каждого нового поколения (через одно).

Наши рекомендации