Авторегрессионные модели

Расчетные формулы

4.3.1.1. Модель авторегрессии первого порядка AR(1):

авторегрессионные модели - student2.ru .

4.3.1.2. Модель скользящей средней MA(1) (самостоятельно обычно не используется):

авторегрессионные модели - student2.ru ,

где авторегрессионные модели - student2.ru .

4.3.1.3. Авторегрессионная модель скользящей средней ARMA(1,1):

авторегрессионные модели - student2.ru ,

где авторегрессионные модели - student2.ru – ненаблюдаемая ошибка в данном уравнении.

4.3.1.4. Коэффициент автокорреляции:

авторегрессионные модели - student2.ru .

4.3.1.5. Доверительный интервал для k-го коэффициента автокорреляции:

авторегрессионные модели - student2.ru .

4.3.1.6. Статистика для проверки по авторегрессионные модели - student2.ru - критерию значимости авторегрессионные модели - student2.ru коэффициентов автокорреляции:

авторегрессионные модели - student2.ru ,

где авторегрессионные модели - student2.ru – объем выборочной совокупности;

авторегрессионные модели - student2.ru – максимальный рассматриваемый лаг.

4.3.1.7. Статистика для проверки значимости единичного корня по критерию Дики – Фуллера:

авторегрессионные модели - student2.ru ,

где авторегрессионные модели - student2.ru , а авторегрессионные модели - student2.ru – стандартная ошибка авторегрессионные модели - student2.ru .

4.3.1.8. В случае автокорреляции остатков для проверки значимости единичного корня применяется расширенный критерий Дики – Фуллера. В расширенном критерии статистика авторегрессионные модели - student2.ru сравнивается с критическим значением, рассчитываемым по следующей формуле:

авторегрессионные модели - student2.ru .

Значения составляющих EDF в зависимости от уровня значимости следующие:

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru ;

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru ;

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru .

Если нулевая гипотеза проверяется для модели со свободным членом

авторегрессионные модели - student2.ru ,

то строится уравнение

авторегрессионные модели - student2.ru

и расчетное значение авторегрессионные модели - student2.ru сравнивается с критическим значением EDF, рассчитываемым при:

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru ;

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru ;

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru .

В тех случаях, когда модель содержит и свободный член, и тренд

авторегрессионные модели - student2.ru ,

то коэффициент авторегрессионные модели - student2.ru определяется по уравнению

авторегрессионные модели - student2.ru ,

а критическое значение для проверки нулевой гипотезы рассчитывается при:

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru ;

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru ;

авторегрессионные модели - student2.ru или авторегрессионные модели - student2.ru .

Решение типовых задач

Задание 4.3.2.1. По данным табл. 4.3.2.1, характеризующим объем продаж спортивного оборудования для футбола, постройте модель ARIMA(p, q, 0), предварительно убедившись на 95%-ном уровне значимости в интеграции данного временного ряда и определив порядок авторегрессии. С помощью построенной модели осуществите прогнозные расчеты на два последующих периода.

Т а б л и ц а 4.3.2.1

Год Назначение оборудования:
физические упражнения гольф кэмпинг бейсбол футбол теннис

Решение с помощью табличного процессора Excel.

1. Ввод исходных данных и оформление их в виде табл. 4.3.2.2.

Т а б л и ц а 4.3.2.2

авторегрессионные модели - student2.ru
авторегрессионные модели - student2.ru

2. Проверка временного ряда на стационарность с помощью критерия Дики – Фуллера, т.е. проверка гипотезы

авторегрессионные модели - student2.ru ,

авторегрессионные модели - student2.ru значительно меньше нуля.

2.1.Оценка с помощью метода наименьших квадратов (пакета анализа данных Excel) параметров модели авторегрессионные модели - student2.ru

авторегрессионные модели - student2.ru .

(9,349) (0,068)

2.2. Расчет статистики

авторегрессионные модели - student2.ru

и сравнение ее с критическим значением расширенного критерия Дики – Фуллера на 95%-ном уровне значимости, равным

авторегрессионные модели - student2.ru .

Для данного уровня значимости ряд нестационарен, так как авторегрессионные модели - student2.ru .

2.3. Разностное представление временного ряда

авторегрессионные модели - student2.ru

и оформление результатов в виде табл. 4.3.2.3.

Т а б л и ц а 4.3.2.3

авторегрессионные модели - student2.ru -1 -4 -3
авторегрессионные модели - student2.ru -1 -4 -3

2.4. Оценка с помощью метода наименьших квадратов параметров модели авторегрессионные модели - student2.ru

авторегрессионные модели - student2.ru .

(2,387) (0,252)

2.5. Расчет статистики

авторегрессионные модели - student2.ru

и сравнение ее с критическим значением расширенного критерия Дики – Фуллера на 95%-ном уровне значимости

авторегрессионные модели - student2.ru .

Для данного уровня значимости ряд стационарен, так как авторегрессионные модели - student2.ru и, следовательно, мы имеем дело с процессом I(1).

3. Определение порядка авторегрессии для преобразованного ряда.

3.1. Расчет частных коэффициентов автокорреляции.

Частный коэффициент автокорреляции первого порядка равен коэффициенту автокорреляции первого порядка, т.е. авторегрессионные модели - student2.ru . Частный коэффициент автокорреляции второго порядка равен последнему коэффициенту авторегрессионного уравнения второго порядка, т.е. для его получения необходимо построить авторегрессионное уравнение второго порядка с помощью пакета анализа Excel по данным табл. 4.3.2.4.

Т а б л и ц а 4.3.2.4

авторегрессионные модели - student2.ru -1 -4 -3
авторегрессионные модели - student2.ru -1 -4 -3
авторегрессионные модели - student2.ru -1 -4

авторегрессионные модели - student2.ru .

Получили, что значение частного коэффициента автокорреляции резко падает, следовательно, для преобразованного временного ряда имеет смысл строить модель ARIMA(1,1,0).

3.2. Осуществление прогнозных расчетов по авторегрессионной модели первого порядка, построенной в п. 2.4:

авторегрессионные модели - student2.ru ,

авторегрессионные модели - student2.ru ,

авторегрессионные модели - student2.ru ,

авторегрессионные модели - student2.ru ,

авторегрессионные модели - student2.ru .

Задание 4.3.2.2. Руководство плодово-овощного концерна «Витамин», владеющего большими яблоневыми садами в настоящее время желает заглянуть в перспективу, чтобы ответить на вопрос о целесообразности дальнейшего расширения этих садов. С этой целью было решено построить ARMA-модель, с помощью которой получить прогнозные оценки потребления яблок в следующие два года. Данные, отражающие динамику среднегодового потребления яблок населением г. Воронежа (y, т.), представлены в табл. 4.3.2.5.

Т а б л и ц а 4.3.2.5

T
Y
T
Y
T  
Y

Решение табличного процессора Excel

1. Ввод исходных данных и оформление их в удобном для проведения расчетов виде.

2. Настройка параметра авторегрессионные модели - student2.ru .

2.1. Присвоение первоначального значения параметру авторегрессионные модели - student2.ru

авторегрессионные модели - student2.ru .

2.2. Расчет преобразованных значений авторегрессионные модели - student2.ru по следующим формулам:

авторегрессионные модели - student2.ru , авторегрессионные модели - student2.ru , авторегрессионные модели - student2.ru .

(Два последних значения будут использоваться в качестве контрольной выборки для настройки параметра авторегрессионные модели - student2.ru ).

2.3. Формирование ряда значений авторегрессионные модели - student2.ru , авторегрессионные модели - student2.ru .

2.4. Оформление полученных результатов в виде табл. 4.3.2.6.

Т а б л и ц а 4.3.2.6

авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru
  6521,01 6610,13
6412,10 6521,01
5420,80 6591,21 6412,10
5452,08 5420,80 6779,12 6591,21
6405,21 5452,08 6907,91 6779,12
6400,52 6405,21 7360,79 6907,91
6590,05 6400,52 7546,08 7360,79
6779,01 6590,05 7494,61 7546,08
5727,90 6779,01 7679,46 7494,61
5712,79 5727,90 7637,95 7679,46
6401,28 5712,79 8113,79 7637,95
6610,13 6401,28 8491,38 8113,79

2.5. Нахождение текущих значений параметров регрессии

авторегрессионные модели - student2.ru , авторегрессионные модели - student2.ru

с помощью «Пакета анализа» Excel (см. Вывод итогов 4.3.2.1).

Таким образом, авторегрессионные модели - student2.ru , авторегрессионные модели - student2.ru , а сама модель записывается в виде

авторегрессионные модели - student2.ru .

2.6. Расчет параметров регрессии для исходного ряда

авторегрессионные модели - student2.ru ; авторегрессионные модели - student2.ru .

Следовательно, модель для исходных данных записывается в виде

авторегрессионные модели - student2.ru .

2.7. Вычисление по построенной модели прогнозных значений авторегрессионные модели - student2.ru для моментов времени авторегрессионные модели - student2.ru 25; 26.

2.8. Определение суммы квадратов отклонений прогнозных от фактических значений потребления яблок.

ВЫВОД ИТОГОВ 4.3.2.1          
             
Регрессионная статистика          
Множественный R 0,900037          
R-квадрат 0,810067          
Нормированный R-квадрат 0,801023          
Стандартная ошибка 378,3206          
Наблюдения          
             
Дисперсионный анализ        
df SS MS F Значимость F
Регрессия 89,56557 5,04E-09  
Остаток 143126,4      
Итого        
             
Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95%
Y-пересечение 683,5531 642,6216 1,063695 0,299546 -652,852 2019,958
Переменная X 1 0,919154 0,097122 9,463909 5,04E-09 0,717178 1,12113

2.9. Оформление полученных результатов в виде табл. 4.3.2.7.

Т а б л и ц а 4.3.2.7

авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru авторегрессионные модели - student2.ru
7674,30 21228,71
7802,98 5326,19
авторегрессионные модели - student2.ru 26554,91

2.10. Последовательное изменение параметра авторегрессионные модели - student2.ru в интервале (0; 1) с шагом 0,1 и проведение всех расчетов п. 2.1-2.9. Оформление промежуточных результатов в виде табл. 4.3.2.8.

Т а б л и ц а 4.3.2.8

авторегрессионные модели - student2.ru 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
авторегрессионные модели - student2.ru 26554,9 43026,3 78931,6
авторегрессионные модели - student2.ru 0,6 0,7 0,8 0,9  
авторегрессионные модели - student2.ru 53245,1 25672,8

2.11. Уточнение параметра авторегрессионные модели - student2.ru =0,90 с шагом 0,01 и проведение всех расчетов п. 2.1-2.9. Оформление промежуточных результатов в виде табл. 4.3.2.9.

Т а б л и ц а 4.3.2.9

авторегрессионные модели - student2.ru 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95 0,96
авторегрессионные модели - student2.ru 25082,25 25048,00 25615,18 26830,12 28740,29 31393,99

Таким образом, оптимальным параметром является авторегрессионные модели - student2.ru = 0,92.

3. Построение прогнозной модели с использованием оптимального параметра авторегрессионные модели - student2.ru = 0,92 путем последовательного выполнения шагов 2.2. – 2.6 для авторегрессионные модели - student2.ru . В результате получится модель, которая записывается в виде

авторегрессионные модели - student2.ru .

4. Расчет по построенной модели прогнозных оценок потребления яблок на два года

авторегрессионные модели - student2.ru ,

авторегрессионные модели - student2.ru .

Наши рекомендации