Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели

2.1. ER-модель «сущность-связь»

Инфологическая модель предметной области включает в себя ряд компонентов. Центральной компонентой инфологической модели является описание объектов предметной области и связей между ними с помощью так называемой ER-модели.

ER-модель (Entity Relationship - сущность-связь). имеет несколько базовых понятий, образующих исходные кирпичики, из которых строятся уже более сложные объекты по заранее определенным правилам.

С помощью сущности моделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределах моделируемой системы. Так как сущность соответствует некоторому классу однотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множество экземпляров данной сущности. Объект, которому соответствует понятие сущности, имеет свой набор атрибутов – характеристик, определяющих свойства данного представителя класса. При этом набор атрибутов должен быть таким, чтобы можно было различать конкретные экземпляры сущности.

Эта модель в наибольшей степени согласуется с концепцией объектно-ориентированного проектирования, которая в настоящий момент является базовой для разработки сложных информационных систем.

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru Рассмотрим сущности «Кафедра» (рис.1), «Студент» (рис.2), «Преподаватель» (рис.3), «Предмет» (рис.4), «Группа» (рис.5), «Ведомость успеваемости».

Рис. 1. Определение сущности «Кафедра» в ER-модели

 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Рис. 2. Определение сущности «Студент» в ER-модели

       
    Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

       
    Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Рис. 3. Определение сущности «Преподаватель» в ER-модели

       
    Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Рис. 4. Определение сущности «Предмет» в ER-модели

     
    Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Рис.5. Определение сущности «Группа» в модели ER

2.2. Установление связей между сущностями инфологической модели АИС «База данных деканата ФПМ ВоГТУ»

Представим предметную область Деканат вуза как взаимодействие следующих сущностей: каждый «Студент» сдает экзамен или зачет по некоторому «Предмету» согласно учебному плану. В учебном процессе участвует «Преподаватель», который осуществляет чтение учебного курса и контроль знаний «Студента». В учебном процессе также участвует «Кафедра», которая организовывает работу «Преподавателя». Обучение «Студента» ведется в «Группе» совместно с его одногруппниками.

Следует отметить, что для каждой сущности устанавливается свой код – ключевой атрибут, однозначно характеризующий сущность. Например, номер студбилета студента в группе может выполнять роль ключа, поскольку для каждого студента эти номера не могут повторяться.

Будем считать для простоты все связи обязательными. Между выделенными сущностями можно установить, например, следующие связи:

  • «Студенты» объединены в «Группы» (связь М:1).
  • Работу «Преподавателей» организуют «Кафедры» (связь М:1).
  • «Преподаватели» преподают «Предметы» (связь 1:М).
  • «Студенты» сдают «Предметы» (связь М:М).

Покажем теперь эти связи между сущностями графически с использованием нотации стандарта IDEF1X. Моделирование данных. Связь между сущностями «Студент» и «Группа» представлена на рис. 6.

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Студент
Группа
М : 1

       
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru   Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Рис. 6. Моделирование связи между сущностями «Студент» и «Группа»

Аналогичным образом выглядит связь «Преподаватель» и «Кафедра». Для простоты предлагается считать, что каждый преподаватель обязательно работает на какой-нибудь кафедре (рис.8).

М : 1

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Рис. 7. Моделирование связи между сущностями «Преподаватель» и «Кафедра»

Рис. 8. Моделирование связи между сущностями «Студент» и «Ведомость успеваемости» (выполнить самостоятельно), «Студент» и «Специальность» .

На рис. 9 показана версия неполной ER-модели для базы данных Деканат ФПМ ВоГТУ (доработать самостоятельно).

Группа
Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
Студент
М : 1

           
    Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru   Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Предмет
1 : М

 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru М

 
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru 1 :

Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru М : 1

           
  Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru  
Кафедра
    Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru
 
 

Рис.9. Моделирование связей между сущностями предметной области Деканат ФПМ ВоГТУ

Возможный вариант инфологической схемы базы данных «Деканат ФПМ ВоГТУ» представлен на рис. 10 (выполнено с неточностями).

Рис. 10. Инфологическая схема базы данных Деканат ФПМ ВоГТУ (возможный вариант)

Пояснения к схеме: каждая сущность затем превращается в таблицу и в каждой таблице выделяется первичный ключ. Это один или несколько столбцов таблицы, которые служат уникальным идентификатором каждой строки. На инфологической схеме данных первичный ключ выделяется и подчеркивается горизонтальной линией (см.рис. 10).

Эти же столбцы служат и для связи между таблицами. В каждой связи выделяют главную и подчиненную таблицу. Первичный ключ главной таблицы соответствует Проектирование инфологической модели предметной области в терминах семантической (смысловой) модели - student2.ru

первичному столбцу (или нескольким столбцам) подчиненной таблицы, который называется внешним ключом. На схеме данных связь обозначается линией.

После разработки инфологической модели предметной области «Деканат вуза» в среде реляционной СУБД ACCESS 2003 разрабатываем базу данных Автоматизированной Информационной Системы «Деканат вуза».

Наши рекомендации