Направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов
Транспортный комплекс России представляет собой совокупность путей сообщения, транспортных узлов, подвижных технических средств всех видов транспорта, транспортных и погрузочно-разгрузочных средств предприятий и организаций всех отраслей экономики, используемых для перевозки грузов и грузовых операций, а также сооружений, обеспечивающих перевозки и обслуживание пассажиров.
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы нашей страны. Его доля во внутреннем валовом продукте составляет 4,7%, в стоимости основных производственных фондов страны – 13%, в среднегодовой численности работников – 2,7%[21].
Всего в отрасли работают 1,6 млн чел., в том числе непосредственно занятых на перевозках – 1,2 млн чел. Поэтому, актуальным является вопрос эффективного использования трудовых ресурсов на предприятиях железнодорожного транспорта, а также повышение производительности труда как показателя этой эффективности.
В соответствии с действующем законодательством, филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД» вправе сами определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, устанавливать должностные оклады и тарифные ставки.
Потребность контингента по филиалам и структурным подразделениям может быть определена с использованием метода пофакторного планирования требуемой численности работников. За основу принимается отчетная численность, которую корректируют, в зависимости от доли влияния каждого фактора. Этот метод предусматривает два этапа расчета. На первом изучаются факторы и определяется степень их влияния на численность работников каждой категории. Факторы могут влиять как в сторону увеличения численности предприятия, так и в сторону ее уменьшения. На втором этапе выделяют основные группы работников и определяют изменение численности этих групп с учетом влияния факторов.
Степень влияния факторов устанавливается с помощью технико-экономических расчетов, проводимых отдельно по хозяйствам для грузового и пассажирского движения.
Влияние факторов на численность предприятия различно. От одних изменяется численность сразу нескольких групп работников, от других – контингент только одной группы. Например, рост или падение грузооборота вызывает изменение зависящей части контингента, которая для среднесетевых условий составляет 30-35% от общей численности. Большая часть контингента (65-70%) мало зависит от объема перевозок.
В производстве продукции транспорта участвуют два вида труда:
1. живой труд – труд, затрачиваемый работниками при осуществлении производственного процесса;
2. прошлый (овеществленный) труд – труд, израсходованный при создании данного вида продукции в средствах производства.
На производительность труда оказывают влияние такие факторы как:
1. технический прогресс;
2. фондовооруженность;
3. объем капитальных вложений;
4. качество рабочей силы и ее распределение;
5. управление различными ресурсами и эффективность их размещения.
Производительность труда увеличивается:
1. по мере улучшения:
1.1 профессиональной подготовки,
1.2 образования,
1.3 здоровья работников
2. и повышения их заинтересованности,
3. по мере роста обеспеченности:
3.1 высокопроизводительными машинами и оборудованием,
3.2 природными ресурсами,
4. при лучшей организации и управлении производством.
Повышение производительности труда является объективным экономическим законом.
На железнодорожном транспорте на производительность труда кроме общих факторов оказывает влияние группа специфических транспортных факторов, тесно связанных с общим развитием экономики страны:
1. размещением производства;
2. густотой перевозок;
3. распределением перевозок по видам транспорта;
4. неравномерностью перевозок во времени и по направлениям;
5. соотношением грузовых и пассажирских перевозок, их дальностью и структурой.
Наибольшее влияние на уровень производительности труда оказывает густота перевозок, так как чем она выше, тем экономически выгоднее применение более мощной и производительной техники.
Основными путями повышения производительности труда работников железнодорожного транспорта являются:
Железная дорога – это сложная система взаимодействующих друг с другом хозяйств и структурных подразделений. Путевое хозяйство является одним из основных элементов железнодорожного транспорта. На долю путевого хозяйства приходится более 55% основных фондов железных дорог, и шестая часть работников железнодорожного транспорта[22].
Путевое хозяйство – структурное подразделение железнодорожного транспорта, в которое входят: железнодорожный путь со всеми сооружениями, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы пути, его текущего содержания и ремонта. При этом основной целью путевого хозяйства является обеспечение безопасного и плавного движения поездов с наибольшими скоростями, установленными для определенного участка или направления.
Производительность труда можно увеличить не только посредством одновременного увеличения объема производства, работ, услуг и сокращения численности работников предприятия. Основными путями повышения производительности труда в путевом хозяйстве являются:
1. усиление верхнего строения пути;
2. повышение уровня механизации путевых работ за счет улучшения использования имеющегося парка машин и оснащения путевых машинных станций и дистанций пути новой техникой;
3. механизация и автоматизация работ по контролю состояния пути и его охраны;
4. внедрение передовых методов труда;
5. совершенствование организационной структуры путевого хозяйства;
6. улучшение организации труда и повышение заработной платы;
7. укрепление порядка и дисциплины и др.
Рост производительности труда является главным фактором прироста объема продукции и улучшения качества. Следовательно, темпы роста производительности труда предопределяют темпы развития общественного производства и повышения его эффективности.
Недостаточную обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами можно несколько сбалансировать за счет:
1. более полного использования рабочей силы предприятия;
2. роста производительности труда сотрудников предприятия;
3. индексации производства;
4. комплексной механизации;
5. автоматизации производственных процессов;
6. внедрения более производительной техники на хозяйствующем субъекте;
7. усовершенствование технологии и организации производства.
Можно заметить, что некоторые из данных мероприятий перекликаются с мероприятиями по повышению производительности труда. Это закономерно, так как два эти показатели деятельности предприятия тесно взаимосвязаны.
Наибольший эффект в повышении эффективности использования трудовых ресурсов, а также производительности труда достигается при комплексной механизации путевых работ.
Рассматривая всего одно хозяйство железнодорожного транспорта, можно говорить, что данная тенденция прослеживается и в других структурных подразделениях. Существует необходимость проведения мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, вследствие которых данная тенденция изменится.
[1] Сухарев, С. Человеческие активы как альтернатива капиталоемкому инфраструктурному стимулированию инноваций / С. Сухарев // Кадровик. – 2012. – №12. – С. 73-78.
[2] Родкина, Т. А. Логистика кадровых потоков / Т. А. Родкина // Кадровик. – 2012. – №10. – С. 109-113.
[3] Одегов Ю. Г. Экономика труда : учебник / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – М. : Волтерс-клувер, 2011. – 800 с.
[4] Зущина, Г.М. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества /
Г.М. Зущина, Л.A. Костин. – М.: Экономика, 1996. – 196 с.
[5] Рофе А.И.«Еще раз о рабочей силе и человеческом капитале». М.: «Труд и социальные отношения». 2010, № 3, С.10.
[6] Окунева, И.Н. О резервах повышения производительности труда / И.Н. Окунева. – М.: Инфра-М, 2012. – 153 с
[7] Сайт госсударственной статистики РФ: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_61/IssWWW.exe/Stg/05-01.htm
[8] Сайт госсударственной статистики РФ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages/#
[9] Труд и занятость в России 2013: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики. – М.: 2013
[10] Разнодеждина Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение
[11] Мраморнова, О.В. Факторы и критерии повышения качества рабо- чей силы в процессе внутрифирменного обучения персонала / П.А. Касатеев, О.В. Мраморнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский реги- он. Общественные науки. – 2013. – №4. – С.247-253.
[12] Роль человеческого капитала в развитии организации / В. А. Прокудин, А. Е. Катковский // Уровень жизни населения регионов России. – 2010. –№ 2. – С. 81-92
[13] Терешина, Н.П. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др. под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. – 676 с. ISBN 978-5-9994-0067-3
[14] Струмилин, С.Г. Проблемы экономики труда / С.Г. Струмилин – М.: Наука, 1982. – 472 с.
[15] Труд и заработная плата на железнодорожном транспорте: Материалы по статистике железнодорожного транспорта // Управление анализа и статистики департамента информатизации и корпоративных процессов управления. – М.: 1992-2013. – вып. №№589 – 666.
[16] Факторный анализ производительности труда на предприятии / С. Э. Сиренко, Ю. Ю. Шитова // Проблемы региональной экономики. – 2013. – №22. – С. 50-62.
[17] Кузнецова, А. П. Структура труда и эволюция механизма собственности / А. П. Кузнецова // Уровень жизни населения регионов России. – 2013. – №6. – С. 52-57.
[18] Минина, Ю.И. Факторы динамики производительности труда в ус- ловиях технического прогресса / Ю.И. Минина //Вестник Самарского муни- ципального института управления. – 2011.– №1. – С. 29-37
[19] Управление персоналом. Регламентация труда / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2013. – 208 с.
[20] Мацкуляк, И. О. Производительность труда: сущность, формы проявления, уровень / И. О. Мацкуляк // Экономика бизнеса. – 2009. – №9. – С. 65-73
[21] Суховая О.Н. «Экономика путевого хозяйства» – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013
[22] Ермаков В.М., «Новый подход к планированию путевых работ», Журнал «Железнодорожный транспорт», №10, 2014