Анализ масштаба и потенциала рынка
Анализ рыночной конъюнктуры следует начинать с характеристики масштаба и типа рынка. Масштаб рынка определяется объемом продаж товаров, числом и размерами фирм, выступающих на нем в качестве продавцов, торговых посредников или реализующих свой товар. Объем продаж определяется количеством сделок и товарооборотом.
Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением товара, интенсивность конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью и др.
Оценка масштаба и типа рынка дополняется характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса, т.е. сколько товаров при определенных условиях может быть выставлено на рынок и сколько товаров рынок сможет продать.
Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения. Наиболее простая модель производственного потенциала рынка товара Х имеет вид:
, (3.3.1)
где – запланированный объем поставки товара Х на рынок i-м производственным предприятием в соответствии с портфелем заказа;
– цепной прирост цены единицы товара Х;
– коэффициент эластичности предложения от цены;
n – число предприятий.
Пример 3.3.2.На предприятии запланирована поставка 1000 ед. продукции. Коэффициент эластичности равен 3, т.е. при увеличении цены на 1% предложение вырастет на 3%, а при снижении цены сократится на 3%. Цена снизилась на 10%. Производственный потенциал рынка, на котором единственным поставщиком является это предприятие, составит:
ед.
Таким образом, предприятие может сократить поставку на 30% и отгрузить всего 700 ед. продукции.
Емкость рынка - максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Емкость рынка показывает, сколько и каких товаров необходимо иметь на рынке, чтобы наиболее полно удовлетворить существующие и возможные потребности покупателей.
В методических рекомендациях по маркетингу емкость рынка приравнивается к объему реализации, исчисляемому по балансовой формуле:
V=Q + Z + J- E, (3.3.2)
где V - емкость рынка; Q - производство товаров; Z - остатки товарных запасов; J - импорт товаров; Е - экспорт товаров. И. К. Беляевский [2] считает, что расчет емкости рынка по формуле (3.3.2) неточен, так как объем производства должен базироваться на оценке емкости рынка. Емкость рынка j-го товара производственного потребления, на котором участвует предприятие, производящее этот товар, по методике Беляевского может быть рассчитана по формуле:
, (3.3.3)
где – емкость рынка j-го товара производственного потребления;
– количество единиц i-го товара производственного назначения;
– удельный расход j-го товара производственного потребления на изготовление единицы i-го товара производственного назначения с учетом нормативных потерь и возможных изменений в технологии;
– средний размер изменения товарных запасов j-го товара производственного потребления;
– часть емкости рынка j-го товара производственного потребления, приходящаяся на долю конкурентов, в том числе импортеров;
n – число видов товаров производственного назначения.
Пример 3.3.2.В регионе выпускается 1000 единиц первого вида и 500 единиц второго вида товаров производственного назначения. По нормативам на изготовление единицы товара первого и второго вида требуется соответственно 0,8 т и 0,6 т металла. Запасы металла увеличились до 10 т. Импорт металла составляет 100 т.
Рассчитаем емкость рынка металла по формуле (3.3.3):
т.
Упражнение 3.3.1.На предприятии выпускается 100 единиц первого вида, 120 единиц второго вида и 75 единиц третьего вида товаров производственного назначения. По нормативам на изготовление единицы товара первого, второго и третьего вида требуется соответственно 0,05 т, 0,07 и 0,03 т пластмассы. Запасы пластмассы уменьшились до 5 т. Импорт пластмассы составляет 10 т.
Рассчитайте емкость рынка пластмассы.
Емкость однотоварного потребительского рынка Беляевский предлагает рассчитывать, учитывая потребление товара по каждой группе потребителей:
, (3.3.4)
где – емкость рынка данного товара;
– численность потребителей i-ой группы;
– потребление товара на единицу i-ой группы;
– стимулированный спрос товара у потребителей i-ой группы;
– наличие товара у потребителей i-ой группы (насыщенность рынка);
– процент износа товара (морального и физического) у потребителей i-ой группы;
– процент нерыночного потребления товара у потребителей i-ой группы;
С – часть емкости рынка товара, приходящаяся на долю конкурентов, в том числе импортеров;
n – число групп потребителей.
Пример 3.3.3.Определим емкость рынка товара Хподанным табл. 3.3.1 при условии, что в текущем периоде цены возрастут на 20%, а доходы у высокообеспеченных, среднеобеспеченных и малообеспеченных семей увеличатся соответственно на 30%, 10% и 2%.
Таблица 3.3.1
Факторы емкости рынка товара Х
Группы семей по доходу | Число семей, тыс. | Потребление товара Х в базисном периоде, ед./семья | Коэффициент элластичности, % | Наличие товара Х, ед./семья | Износ товара Х в % от наличия | Нерыночное потребле-ние в % от наличия | ||
по цене | по доходу | физи-ческий | мора-ральный | |||||
Высокообес-печенные | 8,2 | -0,6 | 1,2 | |||||
Среднеобес-печенные | 3,4 | -1,4 | 2,5 | |||||
Малообеспеченные | 1,5 | -3,0 | 3,4 |
Сначала для каждой группы семей определим потребление в текущем периоде:
ед./семья,
ед./семья,
ед./семья.
Емкость рынка товара Х вычислим по формуле (3.3.4):
=2388,4 тыс. ед.
Удельные веса рассмотренных групп семей в общей емкости рынка составляют соответственно 30,52%, 48,04% и 21,44%.
Упражнение 3.3.2.Определите емкость рынка товара Хподанным табл. 3.3.1 при условии, что в текущем периоде цены возрастут на 10%, а доходы у высокообеспеченных, среднеобеспеченных и малообеспеченных семей увеличатся соответственно на 20%, 5% и 1%.