Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 5 лет

Зерновой подкомплекс в современной России, как и прежде, выполняет в аграрной сфере важные стратегические и социально-экономические функции. Стратегическое значение зерна, обладающего значительными потенциальными возможностями для реализации и на внутреннем, и на внешних рынках продовольствия, заключается в его универсальности как пищевого продукта, возможности длительного хранения без существенных потерь, транспортировки на большие расстояния. С зерновыми ресурсами связано практически не менее 2/5 агропромышленного производства. Удельный вес посевов зерновых культур в площади пашни составляет свыше 50 %, на долю зерна приходится свыше 1/3 стоимости валовой продукции растениеводства и около одной трети всех кормов в отраслях животноводства. По объему трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, вовлекаемых в производство, зерновое хозяйство является одной из самых крупных отраслей сельского хозяйства. На долю зернового хозяйства приходится около 10 млн. рабочих мест в экономике страны. Производством зерна занято около 70 тыс. предприятий и организаций, из них 25 тыс. крупных кооперативных хозяйств, акционерных обществ и товариществ, свыше 20 тыс. фермерских хозяйств.

За прошедшие 20 лет Россия из крупного импортера пшеницы превратилась в крупного экспортера. В ближайшие 10 лет предполагается дальнейшее наращивание производства и экспорта зерна. Задача наращивания производства зерна непосредственно вытекает из всей логики развития российского зернового рынка и подтверждается принятой 30 января 2010 года Доктриной продовольственной безопасности РФ. Согласно планам Минсельхоза России, к 2020 году уровень производства зерна достигнет 125-150 млн т, уровень внутреннего потребления увеличится с сегодняшних 76-78 млн т до 85-90 млн т, уровень экспорта – до 30-40 млн т. Для реализации планов и прогнозов наращивание производства и экспорта зерна предстоит провести большой объем работы по модернизации всей инфраструктуры зернового рынка России. /20, с.43/

За минувшие 5 лет валовой сбор зерна после доработки увеличился с 78,8 млн т до 97,1 млн т, причем самым урожайным стал 2008 год, когда отечественные сельхозпроизводители получили урожай в 108,2 млн т зерна. Все это происходило на фоне увеличения посевных площадей зерновых и зернобобовых в стране: в 2005 – 75837 тыс. га, 2009 год – 77835 тыс. га. /11, с.431-432/

Формирование спроса и предложения на зерно осуществляется под воздействием различных факторов и характеризуются рядом специфических особенностей, основными из которых являются: поступления в сферу товарного обращения производимого зерна не в полном объеме, за исключением той части, которая используется для внутрихозяйственного потребления (на семена, корм животных, продовольствие), резкие колебания предложения зерна в ряде регионов его товарного производства, обусловленные ежегодными изменениями валового сбора зерновых культур, под влиянием малоуправляемого фактора погодных условий.

Зерновой рынок, охватывающий все стадии расширенного воспроизводства зернового хозяйства, - сложное структурное образование, характеризующееся множественностью элементов рыночной системы, которое необходимо рассматривать с позиций видовой, отраслевой, технологической, территориальной и других, тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой структур. Становление российского рынка зерна происходит в условиях острого дефицита зерна и ассортиментной несбалансированности, ведения зернового производства в условиях крупного землевладения и многоотраслевого хозяйствования, предопределяющего вовлечение в сферу товарного обращения менее половины производимого зерна. Особенностью развития российского рынка зерна является его регулирование в рамках управления всем АПК страны.

Первоочередные меры, обеспечивающие эффективное функционирование рынка зерна, исходят из условий, необходимых для производственной и предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов АПК. К этим условиям относятся:

· предоставление реальной экономической самостоятельности каждому субъекту зернового рынка и создание нормальных условий для конкуренции;

· изменение существующего порядка формирования государственных ресурсов зерна, расширение сети каналов по его сбыту;

· совершенствование системы заготовок и хранения зерна;

· преимущественное использование экономических мер государственного регулирования зернового рынка, так как зерно является продуктом , во многом определяющим межотраслевые пропорции в АПК и экономике в целом.

· формирование соответствующих производственной и рыночной инфраструктур.

Практически все исследователи едины в том, что зерновой рынок это сложное образование, которое можно рассматривать с позиции видовой, отраслевой, технологической, территориальной, организационной и других тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой структур. Видовая структура зернового рынка связывается с различными потребительскими свойствами отдельных видов зерна.

Отраслевая структура рынка того или иного вида зерна обусловлена направлениями его использования. Например, зерно пшеницы может использоваться для хлебопечения (рынок мягкой продовольственной пшеницы), производства макаронных изделий (рынок твердой пшеницы), на корм скоту (рынок фуражной пшеницы). Зерно ячменя может использоваться для производства пива (рынок пивоваренного ячменя), на корм скоту (рынок фуражного ячменя) и т.д.

По территориальному признаку рынок зерна делят на национальный (местный, региональный и межрегиональный), межгосударственный (рынок стран дальнего и ближнего зарубежья) и мировой. Функционирование различных типов национального зернового рынка в основном определяется различной специализацией зернопроизводящих хозяйств, локальным характером производства отдельных видов зерна, размещением населения и зерноперерабатывающих предприятий. На межгосударственном и мировом рынках осуществляются экспортно-импортные операции с зерном, связанные с наличием его избытка или дефицита в отдельных странах и другими факторами внутреннего и внешнего характера.
Организационная структура зернового рынка характеризует его участников.

Их всех можно объединить в 4 группы:

1) производители зерна (сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности);

2) первичные покупатели зерна (заготовительные элеваторы, брокерские и дилерские фирмы, участники бартерных сделок);

3) конечные покупатели зерна (мукомольные, комбикормовые, спиртовые, крахмалопаточные, пивоваренные и крупозаводы);

4) покупатели зернопродуктов (хлебопекарные предприятия, макаронные и кондитерские фабрики, пищеконцентратные предприятия и предприятия общепита, воинские подразделения и спецпотребители, животноводческие фермы, птицефабрики, рыбные хозяйства.

Рынку зерна и продуктов его переработки присущ ряд специфических особенностей, к числу которых можно отнести следующие:

1)зерно является продуктом стратегического значения, от наличия которого зависит политическая и экономическая стабильность в обществе;

2) не весь объем производимого зерна поступает в сферу товарного обращения; определенная его часть остается в хозяйствах для внутрипроизводственного потребления (на семена, корм скоту, общественное питание);

3) объем предложения зерна находится под прямым воздействием такого слабоуправляемого фактора как погодные условия, что обусловливает резкие колебания его производства по годам;

4) неустойчивость и сезонность объемов предложения зерна при устойчивом и относительно равномерном спросе на хлебопродукты обусловливают необходимость создания его запасов;

5) несоответствие между уровнем производства и потребления зерна в расчете на душу населения по территории страны, а также локальный характер производства отдельных видов зерна, обуславливают объективную необходимость перевозок зерна или продуктов его переработки;

6) спрос на фуражное зерно и комбикорма определяется как производный, то есть он вытекает из спроса на продукты питания животного происхождения; эластичность спроса при изменении цены на отдельные виды продовольствия имеет различный уровень: низкий на хлебопродукты, более высокий - на мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца.
Последняя особенность резко проявилась в условиях перехода аграрной сферы экономики на рыночные отношения, сопровождающегося ростом цен на продовольствие и повсеместным падением покупательной способности населения. Если спрос на хлебопродукты, а следовательно, и на продовольственные виды зерна, остался относительно устойчивым и даже повысился, то на продукты питания животного происхождения он резко снизился. Это, наряду с другими факторами, повлекло за собой трудности со сбытом животноводческой продукции, сокращение численности поголовья скота и уменьшение спроса на фуражное зерно и комбикорма.

Одним из основных элементов рыночной инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки являются товарные биржи. Они представляют собой особый вид организованного постоянно действующего крупнооптового рынка, на котором совершаются сделки купли-продажи отдельных видов зерна и зернопродукции на основе соотношения их спроса и предложения. При этом зерно является классическим биржевым товаром, поскольку оно отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым рыночным механизмом к биржевым сделкам - торговли на основе типовых биржевых контрактов. Оно качественно однородно, взаимозаменяемо, делимо, хорошо сохраняется и представляет из себя массовый товар, постоянно имеющий емкий рынок.

Роль товарных бирж заключается в том, что помимо выявления спроса и предложения они способствуют выявлению уровня рыночных цен, страхуют продавцов и покупателей от их колебаний, оказывают влияние на уменьшение разрыва в ценах на неорганизованных рынках.
Биржи стимулируют развитие цивилизованной торговой деятельности на основе установления набора правил и нормативов через стандартизацию языка контракта, механизма его соблюдения, условий торговли, а также самого товара. И наконец, товарные биржи позволяют более быстро найти рыночного партнера, сформировать у участников поведение в плане производства и создания товарных запасов, быстро обобщить и распространить рыночную информацию.

В новых экономических условиях государственное регулирование должно отличаться от прежних административно-командных методов управления АПК и его отраслями и строиться на качественно новых принципах, адекватных рыночным отношениям. Поскольку по своей экономической сути рынок есть саморегулирующая система, основная задача государства - создать на рынке такую экономическую среду, которая позволяла бы ему в максимальной степени проявить свои потенциальные возможности по саморегулированию в ассортименте, соответствующем спросу, а потребителям - обеспечить необходимый объем потребления зерна и зернопродуктов, в соответствии с их платежеспособностью.

В условиях рынка основными рычагами государства в реализации поставленных целей становятся экономические: цены, кредитные ставки, банковский процент, дотации и компенсации, субсидии, применение налогов и налоговых льгот, штрафных санкций и др. В то же время обязательными и более жесткими должны стать административно-организационные меры, которые реализуются через систему стандартизации и сертификации, нормативную базу, организацию государственной статистической и информационной службы.

В статистической практике с целью изучения динамики того или иного явления применяется такой метод, как анализ рядов динамики. Для этого будут использованы такие показатели ряда динамики как абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, абсолютные значения одного процента прироста.

Перечисленные показатели можно использовать с переменной и постоянной базой. Если производится сравнение каждого уровня с предыдущим уровнем, то получаются показатели динамики с переменной базой (цепные показатели динамики). Если каждый уровень сравнивается с начальным уровнем или каким-то другим, принятым за базу сравнения, то получаются показатели динамики с постоянной базой (базисные показатели динамики). Рассчитаем вышеперечисленные показатели применительно к ООО ОПХ «Славянский» Бутурлиновского района Воронежской области на основе исходных данных (см. приложение 1). Результаты расчетов показателей динамики представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика денежной выручки за реализованное зерно по ООО ОПХ «Славянский» Бутурлиновского района Воронежской области

Годы Денежная выручка, тыс.руб. Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, тыс. руб.
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
- - - 100,0 - - -
-6203 -6203 69,4 69,4 -30,6 -30,6 202,97
197,8 137,4 97,8 37,4 140,94
113,2 155,5 13,2 55,5 278,83
-14908 -3635 52,8 82,1 -47,2 -17,9 315,70

Рассматривая цепные показатели, следует отметить, что динамика денежной выручки за исследуемый период носит неординарный характер. В начале периода, (2005-2006 гг.) денежная выручка снизилась на 6203 тыс. руб. (-30,6%). С 2006 по 2008 г. наблюдалось увеличение денежной выручки. Максимальный рост наблюдался в 2007 году, когда денежная выручка увеличилась на 97,8 % или на 13789 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 200 8 годом динамика резко отрицательна, так как денежная выручка уменьшилась на 47,2 % или на 14908 тыс. руб. Базисные показатели говорят о неоднозначной динамике денежной выручки. В 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2009 году по сравнению с 2008 годом динамика отрицательна, а в 2007 году по сравнению с 2008 годом – положительна.

Особое внимание обращает на себя абсолютное значение 1 % прироста. Состояние этого показателя за 200-2008 годы стабильно и означает, что увеличение денежной выручки на 1 % в эти годы было равнозначно его увеличению на 140,94 тыс. руб., в 2007 году – 278,33 тыс. руб., а в 2008 году – 315,7 тыс. руб. В 2009 году в силу природно-климатических условий произошло снижение денежной выручки, а ее снижение на 1 % привело и к равнозначному его снижению на 166,62 тыс. руб.

В целях подтверждения изложенных выводов динамика денежной выручки изображена виде линейной диаграммы (рис. 1).

Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 5 лет - student2.ru

Рисунок 1 – Динамика денежной выручки от продажи зерна в ООО ОПХ «Славянский» Бутурлиновского района Воронежской области.

График подтверждает ранее сделанные выводы: уменьшении е денежной выручки в 2006 году и в 2009 году и стабильное увеличение в 2007-2008 годах. Всвязи с изложенным, значительный интерес представляют средние или обобщающие показатели:

1. Средний абсолютный прирост:

Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 5 лет - student2.ru

2. Средний темп роста:

Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 5 лет - student2.ru

Следовательно, ежегодно денежная выручка в течение 2005-2009 годов снижалась на 0,952 тыс. руб. или 4,8%. Это значит, что в хозяйстве имеются резервы по увеличению денежной выручки от реализации зерна. Основными факторами, определяющими денежную выручку, являются повышение урожайности, качества производимой продукции и увеличение цены реализации. Решающим из этих факторов является цена реализации, поэтому особый интерес представляет изучение состояния динамики цены и выявление тенденции в ее развитии.

Наши рекомендации