Тема 9. Анализ реализации продукции сельского хозяйства и денежной выручки.

9.1. Значение, задачи и информационное обеспечение

9.2. Анализ использования произведенной продукции

9.3.Анализ динамики и структуры объема реализации продукции и денежной выручки.

9.4.Факторный анализ реализации продукции и денежной выручки.

9.5 Методика подсчета и обобщения резервов повышения объема реализации.

Вопрос 9.1.Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показа­тели оборачиваемости и рентабельности.

Объектами анализа реализации и объема производства про­дукции являются показатели:

-- объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

-- качество продукции;

-- структура производства и реализации продукции;

-- ритмичность производства и реализации продукции.

Темпы роста объема производства и реа­лизации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность пред­приятия.

Задачи анализа:

охарактеризовать источники информации, привлекаемые для анализа;

изучить динамику и степень выполнения плана реализации и объема производства продукции в действующих и сопостави­мых ценах и факторы их изменения;

обосновать факторы изменения объема производства и реа­лизации продукции и провести их количественное измерение;

изучить методику приведения в сопоставимые условия пока­зателей объема производства и реализации продукции;

оценить выполнение договорных обязательств; показателей ритмичности, качества, эффективности повышения качества продукции;

оценить выполнение плана по ассортименту продукции, по структуре;

определить резервы (возможности) увеличения объема про­изводства и реализации продукции.

Источниками информации для анализа производства и реали­зации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, годовая бухгалтерская отчетность .

Вопрос 9.2.На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить экономи­ческие последствия изменений условий договоров (сроков и объемов поставки, цен на сырье и продукцию и т.п.), а также влияние отклонений нормативов затрат, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода. Та­кая задача решается с помощью факторного анализа произ­водственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики факти­ческого уровня затрат по отдельным изделиям. Продукция сельского хозяйства может быть использована на внутрихозяйственные цели, оставлена на семена и как страховой фонд и быть реализована.

В ходе анализа динамики объема реализации продукции можно использовать как натуральные, так и стоимостные по­казатели.

Принцип сопоставимости стоимостной и натуральной оцен­ки предполагает приведение в соответствие изменение объема производства в натуральных единицах с их стоимостной оцен­кой. Анализ с применением данного принципа может оказаться полезным для оценки изменения спроса на реализуемую продук­цию, для принятия решения об изменении объемов производс­тва. При этом могут применяться следующие методы:

• пересчета объема производства продукции за отчетный год по
ценам аналогичной продукции базисного периода (при отно­сительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

• корректировки на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров (продукции, услуг) или по от­расли в целом.

С применением данных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Статистическими органами регулярно публикуются ин­дексы цен. При этом индекс потребительских цен (индекс цен на потребительские товары) выделяется как наиболее общий показатель, характеризующий инфляционные процессы, про­исходящие в национальной экономике.

. В процессе анализа выполнения плана реализации изуча­ются следующие показатели:

• основная номенклатура в натуральном выражении, в том числе поставка продукции по государственным контрактам для госу­дарственных нужд; обновление выпускаемой продукции;

• товарная продукция в договорных отпускных ценах, в том числе на экспорт.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Баланс произведенной продукции, отражающий взаи­мосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остат­ков нереализованной продукции, имеет вид

РП = ГПН + ТП - ГПК, ОП = РП, (9.1)

где РП - реализованная продукция; ГПН, ГПК - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода; ТП - выпуск продукции; ОП - отгрузка продукции.

Для второго варианта баланс произведенной продукции будет следующий:

РП = ГПН + ТОН + ТП - ГПК - ТОК; (9.2)

РП = ОП + ТОН - ТОК, (9.3)

где ТОН, ТОК - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.

Баланс товарной продукции составляется в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выруч­ки или по себестоимости (плановой или фактической). Для сопо­ставимости показателей, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк (9.4)

Следовательно, РП = ГП н + ТП – ГПк. (9.5)

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выражается так:

ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк. (9.6)

РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк, (9.7)

где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляет­ся по методу наименьшего процента либо сред­него процента по формуле

К=ВПф –ВПп (9.8)

где К - выполнение плана по ассортименту, %; ВПф - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предус­мотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортимен­ту не принимаются. План по ассортименту считается выпол­ненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. При формировании ассортимента и структуры выпуска про­дукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологи­ческих, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распо­ряжении.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.

Выполнить план по структуре ассортимента — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.

Вопрос 9.3 Объем реализации продукции и денежной выручки изучается в динамике за ряд лет. Устанавливается динамика изменения этих показателей в целом и по отдельным видам продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Структура товарной продукции - это соотношение отдельных видов реализованной продукции в общем ее выпуске .Выполнить план по структуре - значит сохранить в факти­ческом выпуске продукции запланированное соотношение от­дельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдель­ным изделиям приводит к отклонениям от плановой структу­ры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей

Вопрос 9.4 Анализ реализации продукции по факторам осуществляется в несколько этапов. Вначале рассматривается структурно-логическая схема, предполагаемых взаимосвязей и ограничивается круг показателей используемых в анализе . Объем реализации зависит от многих факторов, которые могут быть представлены как один из вариантов такой схемы предложен Савицкой Г.В.

По схеме выбирают факторы влияющие на реализацию продукции и строятся детерминированные или стохастические модели.

Каждая из вышеперечисленных позиций имеет свои особенности в отраслевом разрезе. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура), структура про­изводства и реализации продукции

Анализ реализации должен производиться по каждому виду продукции, а также по хозяйству в целом. Применяются методы детерминированного факторного анализа .

Важнейшими факторами изменения объема реализации продукции являются изменения объема производства продукции (VВП) и уровня товарности (УТ).

VРП=VВП * УТ (9.9)

Более подробно влияние факторов первого порядка рассмотрим в таблице 9.1. в которой представлены расчеты выполненные методом абсолютных разниц.

Таблица 9.1 – Факторный анализ объема реализации продукции животноводства

Наименование продукции Объем производства, т Уровень товарности, % Объем реализации, т Отклонение (+,-), т.
Всего В т.ч. за счет изменения
план факт план факт план факт Объема производства Уровня товарности
Молоко 2 050 85,2 9,4 -202 -77 -125
Мясо КРС в живой массе 95,1 99,3 11,3 6,7

Из таблицы 9.1 видно, что объем реализации молока по сравнению с планом уменьшился на 202 тонны, в том числе за счет уменьшения объема производства – на 77 тонн, за счет снижения уровня товарности снизился на 125 тонн. Объем реализации мяса КРС в живой массе в 2010 году увеличился на 18 тонну; увеличение произошло, за счет роста уровня товарности тонны6,7т, а за счет объема производства произошло увеличение на 11,3 тонны.

Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше ее зачетная масса и цены, и наоборот, организации, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе. Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции государству, необходимо ее фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш хозяйства.

Таблица 9.2 –Динамика качества реализованной продукции

Вид продукции Объем реализации продукции, т. Потери (-), выигрыш (+) Темп роста
Физический вес Зачетный вес т. %
план факт план факт план факт план факт
Молоко 101,4
Мясо КРС в живой массе - - - -

Как показывают данные таблицы 9.2. реализует государству продукцию животноводства высокого качества, вследствие чего организация получает прирост объема зачтенной продукции, соответственно от реализации молока по годам 225 и 23 тонн, что составляет 14% и 1,4% от общего объема реализованной продукции. От реализации мяса КРС в живой массе объем реализации не изменился.

Объем реализации продукции определяет денежную выручку.

Денежная выручка зависит от ряда факторов. Приведем блок-схему факторного анализа денежной выручки на рисунке 1.2.

Отклонение удельного веса рассчитывается как разница между удельным весом отчетного периода и удельным весом базисного периода.

Денежная выручка
Объём реализации
Цена за единицу продукции
Объём производства
Специализация хозяйства
План доводимый государством
Уровень товарности
Внутрихозяйственные нужды
Качество продукции
Каналы реализации
Качество продукции
Сроки реализации
Соотношение спроса и предложения

Рисунок 9.2 - Блок-схема факторного анализа денежной выручки

Денежная выручка(ДВ) -это объем реализованной продукции (ОР) оцененный по средним реализационным ценам (Ц).

Детерминированная факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

ДВ= ∑ОРi*Цi (9.10)

К факторам второго уровня в структурно –логической модели относится качество продукции. Качество продукции - понятие, которое характеризует па­раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло­гические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа­ют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа — изучить динамику перечислен­ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес­тва продукции.

Качественные показатели с одной стороны влияют на объем реализации с другой отражаются в формировании средней цены, т.к. многие качественные характеристики отражаются на уровне цен по сортам и кондициям.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кон­диции) в общем объеме производства, средний коэффициент сор­тности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых услови­ях. При оценке выполнения плана по первому показателю фак­тическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов. Средний коэффициент сортности можно определить дву­мя способами: отношением количества продукции I сорта к об­щему количеству; отношением стоимости продукции всех сор­тов к возможной стоимости продукции I сорта: затем изучаются причины понижения качества и допущен­ного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устра­нению. Основными причинами понижения качества продук­ции являются плохое качество сырья, низкий уровень техноло­гии и организации производства, квалификации рабочих, арит­мичность производства и др.

Вопрос 9.5 Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть осво­ен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же раз­мере и по другим группам ресурсов.

Таким образом обобщая изученный материал следует отметить, что резервы роста производства продукции состоят из четырех групп: за счет улучшения использования трудовых ресурсов; за счет улучшения использования основных фондов; за счет улучшения использования сырья и материалов; резервов увеличения реализации продукции с учетом сверхплановых остатков готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.

В соответствии с методикой анализа расчет резервов является заключительной стадией исследований и его основной целью. В предыдущих главах установлено, что основными факторами, влияющими на объем реализации и денежную выручку являются объем производства, уровень товарности и цены. Рассчитаем резерв увеличения производства молока за счет уровня товарности и объема производства и отразим в таблице 4.13.

Таблица 4.13 – Резерв увеличения обьема реализации продукции животноводства за счет объема производства и уровня товарности.

Вид продукции Объем производства, т Коэффициент товарности, % Объем реализации,т Резерв, т
факт возможный резерв факт возм. резерв факт возм.
Молоко 2 050 79,4 85,2 5,8
Мясо(в живом весе)   99,3 99,5   0,2      

Из таблицы 4.13 видно, в организации за счет роста объема производства молока до уровня плана , резерв роста может составлять 97 т или 4,5% к к его уровню, соответственно и рост коэффициента товарности на 5,8 пункто-процентов позволит в организации увеличить объем реализации на 77 т или на 4,5%

Объем реализации вместе с ценой реализацией являются факторами, определяющими денежную выручку. Как было установлено ранее основной причиной снижения средней цены реализации является снижение, по сравнению с предыдущим периодом удельного веса в структуре реализации продукции качественных сортов молочной продукции. Обобщим данный резерв в таблица 4.14

Таблица 4.14 Расчет влияние сортов на среднюю цену реализации по молоку.

Показатели Реализовано молока, т Структура, % Цена, тыс.руб./т Резерв, +,-  
Средней цены реализации, тыс.руб./т  
возм факт. возм факт Резерв  
Молоко, всего     150,3    
Экстра 18,3 11,5 6,8 77,4  
высший сорт 53,2 47,2    
1 сорт 26,5 22,9 3,6 23,9  
2 сорт 2,0 18,4 - - -  

По данным таблицы 9.14можно сделать вывод, что резерв увеличения производства продукции за счет повышения сортности молока по основным позициям до уровня предыдущего года, позволяет увеличить среднюю цену реализации на 150,3 тыс. руб. за тонну молока, или на 18,2%.

Резервы увеличения объема реализации оцениваем за счет:

1) увеличения объема производства;

2) повышения качества товарной продукции;

3) экономного использования продукции на производственные нужды;

4) недопущение потери и порчи продукции.

Резервы роста объема реализации продукции за счет резерва роста производства продукции определяются по факторам производства:

1.1. За счет улучшения использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение уровня производительности труда);

1.2. За счет улучшения использования основных фондов (приобретение дополнительных машин и оборудования, Более полное использование их фонда рабочего времени, повышение производительности работы оборудования);

1.3. За счет улучшения использования сырья и материалов (дополнительное приобретение сырья и материалов, сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов, сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции). Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сба­лансированы по всем трем группам ресурсов.

Вопросы для контроля и закрепления знаний

1. Укажите значение, задачи и информационное обеспечение анализа реализации продукции сельского хозяйства.

2. В какой последовательности проводится анализа использования произведенной продукции ?

3. Какие показатели используются для анализа выполнения плана реализации продукции?

4.Какие факторы оказывают влияние на объем реализации продукции и денежной выручки?

5.Какая методика используется для анализа качества реализованной продукции?

6.Как структура реализации продукции влияет на изменение объема молока?

7.В чем заключается методика подсчета и обобщения резервов роста реализации продукции?

Лекция 10.

Наши рекомендации