Методы научных исследований

Исследования в области юридических наук в значительной мере зависят от выбранных (разработанных) методов. Великий русский физиолог академик И.П. Павлов подчеркивал: «...при хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

Метод – в самом общем виде инструмент достижения определенной цели; совокупность приемов или операций теоретического или практического освоения действительности. Это конкретный путь, который исследователь прокладывает от своего предмета к конечной цели.

Универсального метода диссертационных исследований не существует и каждый предмет, объект и конечная цель, каждая научная задача (проблема) требуют собственного метода.

Учением о методах занимается методология, которая является инвариантной по отношению к наукам. Методология чаще всего использует общенаучные методы, хотя некоторые исследователи могут использовать и специальные методы, разработанные, как правило, для конкретных наук.

Общенаучные методы, наиболее часто применяемые в исследованиях по юридическим наукам, условно можно разделить на две большие группы:

1. Методы эмпирического исследования, которые включают: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

2. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование.

В самом общем виде метод является тем исходным строительным материалом, своеобразным научным «кирпичом», без которого не может обойтись любой исследователь. Важнейшим признаком метода является возможность получить с его помощью результат. Например, 2x2=4 или 2+2=4 являются простейшими методами, поскольку позволяют получить результат = 4.

Методика – совокупность методов, приемов, операций, более элементарных методик известного и предлагаемого научно-методического аппарата, применяемых в определенной логической последовательности. Образно говоря, если метод мы назвали научным «кирпичом», то методика – это уже своеобразная «стена», выложенная из этих кирпичей. Например, (2x2) + (3х3)=13 можно считать методикой, т.к. она состоит из более элементарных методов и позволяет получить результат =13.

Методология также является методом, но более высокого уровня. Кроме обязательного наличия в ней специальных простейших методов, методик она должна включать в себя такие общенаучные атрибуты, как принципы, закономерности, постулаты, аксиомы, а также и данные из практики. В методологию юридической науки, как правило, входят и основные общенаучные методы: наблюдение в судах, эксперименты, моделирование, прогнозирование, анкетирование, экспертный опрос, интервью, статистический анализ и др. Следуя нашей логике образного представления от «кирпича» (метода), методология может представлять собой «дом», выстроенный из этих «кирпичей» и «стен».

Теория – метод самого высокого уровня, система научных знаний, форма достоверного научного знания о совокупности предметов, объектов. Если разработана теория в области науки, то фактически следует считать, что в данной области научных знаний уже все известно. Это предъявляет чрезвычайно строгие требования к теории, как методу. Она непременно должна включать: историю (эволюцию) объекта и предмета, новые гипотезы, концепции, новый понятийный аппарат, сформулированные новые категории, законы, закономерности, принципы, методологию со всеми ее общенаучными методами, факты из практики и др. Продолжая образное представление методов, заметим, что «теория» – это уже «город», выстроенный из «кирпичей» (методов), «стен» (методик), «домов» (методологии). Важнейшим признакам теории является наличие: законов, системность, непротиворечивость, достоверность.

Магистранты должны быть достаточно осторожными при упоминании в своих диссертациях таких грандиозных методов как «методология» и «теория». Необдуманное употребление этих понятий в диссертациях по любым, в том числе и юридическим наукам, может привести к большим методологическим трудностям при разработке и защите диссертации.

Среди элементарных эмпирических методов, наиболее часто используемых в ходе исследований по юридическим наукам, на первом месте можно поставить «наблюдение». Это не просто взгляд со стороны на какое-либо явление, процесс, событие, а целенаправленный активный познавательный процесс. Наблюдая за интересующим явлением, следует делать оценки и выводы, не зависящие от самого наблюдателя, а от объективных свойств реально существующих предметов и явлений. «Наблюдение» может стать приемлемым методом познания только в случае, когда оно проводится по заранее составленному плану, проводится систематически и целенаправленно.

Более распространяемым методом эмпирического познания в юридических науках является метод «сравнения». Этим простым методом можно достаточно объективно сравнивать предметы, объекты в начале процесса их исследования и в конце, когда получены новые научные результаты. По разности результатов сравнения можно доказать, что цель работы достигнута.

Очень важным общенаучным методом в юридических науках может «эксперимент». Он всегда связан с воспроизведением интересующих сторон предмета и объекта исследования в специально созданных условиях. Ценность этого метода заключается, прежде всего, в возможности повторить его столько раз, сколько потребуется для набора необходимой статистики.

Некоторые магистранты, имеющие соответствующую математическую подготовку, могут разрабатывать или использовать математические модели или создавать физические модели для исследования предметов и объектов. Этот метод требует не только математической подготовки, но и глубоких знаний в предметной и объектной областях юридических наук.

Независимо от используемых методов магистранты будут постоянно пользоваться такими общенаучными методами исследования, как анализ и синтез. Анализ осуществляется на стадии общего ознакомления с предметом, объектом путем деления предмета, объекта на некоторые составные части с целью обнаружения его свойств, более глубокого их изучения. Синтез – наоборот предполагает соединение (объединение) разделенных для анализа частей в некоторое целое для познания причинно-следственных связей, целостных характеристик предмета, объекта. Некоторые исследователи с помощью методов анализа и синтеза проникают в структурно-генетические глубины объектов и предметов для выявления причинно-следственных связей между ними. Ясно, что оба эти метода могут применяться только совместно.

Многим магистрантам в области юридических наук приходится использовать «исторический метод». Это достаточно мощный общенаучный метод для диссертаций, в которых требуется углубиться в историю предмета и объекта.

Наши рекомендации