Методология и методы научных исследований

Научное исследование, основные понятия.

Сущности особенности научного исследования

Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам учёных, характеризуется возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.

Необходимость в научном знании, появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточно представлении, возникающих в процессе повседневного мышления. Если недостаточность осознается обществом, то о в обществе возникает потребность в научном познании предмета или явления. Происходит это на основе сопоставления с определенной область реальности, когда конкретные системы знания оцениваются на полноту, истинность, адекватность, объективность, точность и тд. Существуют различные сферы познания, на схеме рассмотрим 4 основные сферы познания человеком окружающего мира.

Методология и методы научных исследований - student2.ru Методология и методы научных исследований - student2.ru

                       
    Методология и методы научных исследований - student2.ru
      Методология и методы научных исследований - student2.ru
  Методология и методы научных исследований - student2.ru
 
    Методология и методы научных исследований - student2.ru
      Методология и методы научных исследований - student2.ru
 
 
 
 
    Методология и методы научных исследований - student2.ru
Методология и методы научных исследований - student2.ru Методология и методы научных исследований - student2.ru Методология и методы научных исследований - student2.ru

 
  Методология и методы научных исследований - student2.ru

(рис 1)

Выделенные сферы не имеют жесткого определения и могут быть определены по-другому. На сегодняшний день искусственные идеальные и материальны сферы системы изучены более чем сверхумственный мир и природа.

Признаки науки:

1. Наука – это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.

2. Наука – это особая сверх сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями, способностями и особенностями, научные учреждения, и ставят перед собой задачу исследовать на основе определённых методов познания объективные законы развития природы, общества и мышления, для преобразования действительности в интересах общества.

3. Наука это система понятий о явления и законах действительности окружающего мира.

4. Наука система всех проверенных практик и знаний,

5. Наука определённый вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе длительного исторического развития

6. Наука это форма общественного сознания.

7. Наука – это итоговый опыт человечества в концентрированном виде. А также способ предвидения и активного осмысления.

8. Наука это система знаний который мировоззренческие, философские выводы является неотъемлемым обязательным структурным элементом.

Научное исследования – целенаправленное познание результаты которого выступаю в виде системы понятий, законов и теорий

Признаки научного исследования:

1. Обязательно целенаправленны процесс, достижение осознано поставленной цели, четко сформулированных задач

2. Это процесс направленны на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых процессов.

3. Это процесс характеризующийся систематичность: здесь упорядоченно приведено в систему и сам процесс исследования и его результаты.

4. Этому процессу присуще строгая доказательность.

Основные средства исследования:

1. Совокупность научных методов все сторонне обоснованных и сведенных в единую систему.

2. Совокупность понятий, строго определённых терминов связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Метод и методология исследования.

Метод – (с греческого метод познания) путь к чему либо, способ деятельности субъекта в любой его форме.

Методология – научная дисциплина дающая достаточно полное и пригодное для использование знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях). Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приёмов, способов, норм познания и действий.

Методология как общая теория метода формировалась в связи необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии и в других формах деятельности людей. Исторически проблемы методологии разрабатывались в рамках философии:

с метода Сократа и Платона

Индуктивный метод Френсиса Бэкона

Рационалистический метод Декарта

Антитетический метод Фихта

Диалитический метод Гегеля и Маркса

Феноменологический метод Гуссерля

К основным разделам на которых основана методология можно отнести гносеологию и диалектику, из не философский дисциплин методология тесно связана с логикой. Любой научный метод разрабатывается на основе конкретной теории. Таким образом понятие метод и теория тождественны, но все же различны.

Различия теории и метода:

1 Теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности.

2 Главные функции теории, объяснения и предсказания, метода – регуляция и ориентация деятельности.

3 Теория – система идеальных опбразов отражающих сущность закономерности объекта, метод – система правил, предписаний выступающих в качестве орудий дальнейшего познания.

4 Теория нацелена на решение проблем, метод на выявление способов и механизмов, его исследования и преобразования.

Наши рекомендации