Индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности хозяйств
Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней социально-экономических показателей. При сопоставлении уровней изучаемого показателя во времени получают индексы динамики, в пространстве – территориальные индексы, с каким-либо эталоном (нормативом, планом, прогнозом) – индексы выполнения плана, обязательств и т.п.
С помощью индексов решаются следующие основные задачи:
1. Оценка общего изменения сложных экономических показателей (товарооборота, стоимости произведенной продукции, издержек производства и т. д.) и формирующих их факторов.
2. Определение влияния отдельных факторов на изменение сложного явления.
3. Сравнение результатов функционирования отдельных предприятий, территорий, отраслей. А также оценка степени выполнения разного рода обязательств.
По содержанию изучаемых показателей выделяют:
· индексы количественных показателей (индекс объема продукции, розничного товарооборота, валового внутреннего продукта). Индексируемые показатели в этом случае являются объемными, поскольку характеризуют общий объем изучаемого явления и выражаются абсолютными величинами;
· индексы качественных показателей (индекс производительности труда, средних издержек, заработной платы). Индексируемые показатели в этом случае носят расчетный характер и характеризуют уровень явления в расчете на единицу той или иной абсолютной величины.
По степени охвата единиц совокупности различают индивидуальные и общие индексы. Индивидуальные характеризуют изменение явления по отдельным единицам совокупности (рост цен на определенный товар, сокращение производства тракторов одной марки). Общие отражают изменение сложного явления по всем элементам совокупности.
Для расчета индекса нужно сопоставить две величины:
а) сравниваемый уровень – числитель отношения;
б) уровень, с которым производится сравнение.
При расчете территориальных индексов за базу принимаются показатели по какой-либо одной территории или итоговый показатель по всей изучаемой территории.
Индивидуальные индексы представляют собой отношение двух значений индексируемого показателя:
Iq=q1/q0, где
q1, q0 – количество произведенной одноименной продукции соответственно в текущем и базисном периоде.
Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а только часть их, то такие индексы называются групповыми, или субиндексами. Групповые индексы отражают закономерности в развитии отдельных компонентов изучаемых явлений.
По методам расчета различают индексы агрегатные и средние из индивидуальных индексов. Последние делятся на средние арифметические и средние гармонические. Агрегатные индексы качественных показателей могут быть рассчитаны как индексы постоянного и переменного состава.
Особенность этой формы индекса состоит в том, что в агрегатной форме непосредственно сравниваются две суммы одноименных показателей. Числитель и знаменатель такого индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется, а другая остается неизменной в числителе и знаменателе. Агрегатные индексы выполняют две функции: синтетическую и аналитическую. Первая функция обеспечивается тем, что в одном индексе обобщаются (синтезируются) непосредственно несоизмеримые явления. Например, цены на разные товары или товары, абсолютно не сопоставимые между собой в натуральном выражении.
Вторая функция — аналитическая — следует из взаимосвязи индексов. Дело в том, что практически каждый индекс можно рассматривать как составляющую некой системы индексов, в которой его роль сводится к измерению одного из факторов общего изменения сложного явления и вклада этого фактора в совокупное изменение./9 с.240/
Агрегатные индексы экономически связаны в единую индексную систему. Значение взаимосвязи заключается в том, что можно определить любой индекс, зная два других. Взаимосвязь индексов служит основой факторного анализа изменения общественного явления не только в относительном, но и абсолютном выражении, что позволяет построить две модели: мультипликативную (результативный показатель определяется как произведение факторов) и аддитивную(результативный показатель определяется суммой факторов)./4 с.80/
Т.к., индексы широко используются при изучении динамики общественных явлений, проведем индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности предприятий Бутурлиновского, Калачеевского и Семилукского районов. Исходные данные для проведения индексного анализа представлены в следующей таблице.
Таблица 7 – Количество реализованного зерна, полная себестоимость и денежная выручка по предприятиям Бутурлиновского и Семилукского районов
Наименование предприятия | Кол-во реализованного зерна, ц | Себестоимость 1ц реализованного зерна, руб. | Полная себестоимость, тыс.руб. | Цена 1 ц реализ. зерна, руб. | Денежная выручка, тыс.руб. | |||||||
фактич. | усл. | фактич. | усл. | |||||||||
q0 | q1 | z0 | z1 | z0q0 | z1q1 | z0q1 | p0 | p1 | p0q0 | p1q1 | p0q1 | |
1. ОПХ «Славянский» Бутурл. р-н | ||||||||||||
2.ООО «Бутурлиновка-Зооветснаб» Бутурл. р-н | ||||||||||||
3. ООО «Агрофирма Шипова Дубрава» Бутурл. р-н | ||||||||||||
4.ООО «Агро-Заречье» Бутур. р-н | ||||||||||||
5.ООО «Хлебороб» Бутурл. р-н | ||||||||||||
6.ООО «Правда» Бутурл. р-н | ||||||||||||
7.ООО «Агрошанс» Бутурл. р-н | ||||||||||||
8.ООО «Нива» Бутурл. р-н | ||||||||||||
9. ООО «Калач-Агро-Инвест» Бутурл. р-н | ||||||||||||
10.К-з «Большевик» Калач. р-н | ||||||||||||
11.ООО «Калачеевское-2» Калач. р-н | ||||||||||||
12. ООО «Коренновское» Калач. р-н | ||||||||||||
13. «К-з им. Куйбышева» Калач. р-н | ||||||||||||
14.ООО «Новая Криуша» Калач. р-н | ||||||||||||
15. ЗАО «Манино» Калач.р-н | ||||||||||||
16. «СХА им. Ленина» Семил.р-н | ||||||||||||
17. ЗАО «Землянское» Семил. р-н | ||||||||||||
18. ООО «Русское поле» Семил. р-н | ||||||||||||
19. ООО «Новь» Семил. р-н | ||||||||||||
20. СХА «Ведуга» Семил.р-н | ||||||||||||
21. ООО «Лосево» Семил. р-н | ||||||||||||
22. ООО «Стадницкое» Семил. р-н | ||||||||||||
23. ЗАО «Тенистое» Семил. р-н | ||||||||||||
24. ООО «Медвежье» Семил. р-н | ||||||||||||
25. ООО «Верейское» Семил.р-н | ||||||||||||
Итого | ∑q0 = 828936 | ∑q1 = 1087676 | = 296 | = 264 | ∑ z0q0 = | ∑ z1q1= 305242 | ∑ z0q1= | =485 | =375 | ∑ p0q0= 421642 | ∑ p1q1= 422847 | ∑ p0q1= 556888 |
Определяется величина прибыли за отчетный и базисный годы как разность между денежной выручкой и полной себестоимостью, т.е. себестоимостью реализованной продукции:
2007: 421642-2764464= 145178тыс. руб.
2008: 422847-305242=117605тыс. руб.
Определяется общее изменение прибыли:
- относительное путем расчета индекса прибыли. Определяется данный индекс как отношение общей прибыли отчетного года к общей прибыли базисного года:
117605/145178=0,81 или 81%
- абсолютное, как разность между прибылью отчетного года и прибылью базисного года:
117605-145178=-27573 тыс. руб.
Следовательно, прибыль от реализации зерна в Бутурлиновском, Калачеевском и Семилукском районах в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 19% или 27573тыс. руб.
Прибыль находится под влиянием трех факторов: количества реализованного зерна; себестоимости 1ц реализованного зерна и цены реализации 1ц. зерна.
Влияние первого фактора (количества реализованного зерна):
-относительное:
= 1,3113 или 131,13%
-абсолютное:
190381-145181= 45200 тыс.руб.
Следовательно, за счет увеличения количества реализованного зерна в Бутурлиновском, Калачеевском и Семилукском районах в 2008г. прибыль от реализации данного вида продукции увеличилась на 31,13% или 45200 тыс. руб.
Влияние второго фактора (себестоимости 1ц реализованного зерна):
-относительное:
;
=1,3218 или 132,18%
-абсолютное:
251646-190381= 612265тыс. руб.
Следовательно, за счет снижения себестоимости 1ц. реализованного зерна в 2008г.( =264 руб.) по сравнению с 2007г.( =296руб.) прибыль от реализации зерна увеличилась на 32,18% или 61265 тыс. руб.
Влияние третьего фактора( цены реализации 1ц. зерна):
-относительное:
;
=0,4673или 46,73%
-абсолютное:
117605-251646= -134041тыс.руб.
Следовательно, за счет снижения цены реализации 1ц. зерна в 2008г. ( =375 руб.) по сравнению с 2007г.( =485руб.) прибыль от реализации данного вида продукции в Бутурлиновском, Калачеевском и Семилукском районах уменьшилась на 53,27% или 134041 тыс. руб.
Выполненные расчеты позволяют построить модели:
-мультипликативная:
Yn= Yn(q)* Yn(z)* Yn(p)
0,81= 1,3113*1,3218*0,4673=0,81
-аддитивная
∆П=∆П(q)+ ∆П(z)+ ∆П(p)
-27573=45200+61265-13041=-27576
Таким образом, цена реализации 1ц реализованного зерна отрицательно повлияла на величину прибыли. Увеличение количества реализованного зерна и снижения себестоимости 1 ц не смогло скомпенсировать это и прибыль в 2008 г. от реализации зерна снизился, что не могло не сказаться на уровне рентабельности зерна.
Исходя из того, что уровень рентабельности реализованной продукции есть отношение прибыли к полной себестоимости данного вида продукции, рассчитаем уровень окупаемости зерна:
2007 год:
2008 год:
В целях изучения динамики этого показателя рассчитаем индекс уровня рентабельности:
или 73,33%
Следовательно, уровень окупаемости зерна в Бутурлиновском, Калачеевском и Семилукском районах в 2008г. снизился на 26,67%.
Уровень рентабельности находится под влиянием тех же факторов, что и прибыль.
Влияние первого фактора (количества реализованного зерна):
или 98,91%
Особенность данного индекса заключается в том, что он улавливает изменение не только количества реализованной продукции, но и ее структуры, поэтому, несмотря на увеличение количества реализованного зерна и снижения себестоимости, структуры реализации (в структуре реализованного зерна увеличился удельный вес предприятий с низкой ценой реализации данной продукции), уровень рентабельности снизился на 1,09%.
Влияние второго фактора (себестоимости 1ц реализованного зерна):
или 158,72%
Следовательно, снижение себестоимости 1ц реализованного зерна увеличило уровень рентабельности данного вида продукции в Бутурлиновском, Калачеевском и Семилукском районах на 58,72%.
Влияние третьего фактора (цены реализации 1ц. зерна):
или 46,74%
Следовательно, снижение цены реализации 1ц зерна уменьшило уровень рентабельности данного вида продукции в Бутурлиновском, Калачеевском и Семилукском районах в 2008г. на 53,26%.
Взаимосвязь исчисленных показателей позволяет построить мультипликативную модель:
Yур.рен.= Yур.рен.(q)* Yур.рен.(z)* Yур.рен.(p)
0,7333=0,9891*1,5872*0,4674=0,7338
Таким образом, индексный анализ прибыли и рентабельности, показал, что основными направлениями улучшения финансового состояния каждого предприятия является:
· увеличение количества реализованной продукции и особенно важно, улучшение структуры реализованной продукции;
· снижение себестоимости 1ц. реализованной продукции посредствам изыскания наиболее эффективных каналов реализации;
· повышение цены 1ц. реализованной продукции за счет улучшения ее качества.