Тема: «Расчет и анализ величины прибыли, уровня рентабельности предприятия».

Цель:научиться оценивать затраты производства, определять валовый доход, чистую прибыль и рентабельность предприятия.

Теоретические сведения.

Постоянные издержки -затраты предприятия, не связанные с объемом производства продукции, оказания услуг.

Переменные издержки– затраты предприятия, которые прямо зависят от изменения объема выпускаемой продукции и оказанных услуг.

Валовый доход –выручка, которую получает предприниматель от реализации продукции или предоставления услуг.

Рентабельность –это качественный стоимостной показатель, характеризующий уровень отдачи издержек или степень использования имеющихся ресурсов в процессе производства и реализации товаров, работ или услуг. Рентабельность текущих издержек предприятия:

Rи = Тема: «Расчет и анализ величины прибыли, уровня рентабельности предприятия». - student2.ru *100%, где

ЧП – чистая прибыль, ТС – общие издержки.

Порядок выполнения:

1. Внимательно прочитайте условия задачи.

2. Определите последовательность действий.

3. Произведите математические вычисления. Полученный результат запишите.

4. Запишите ответ задачи.

Задача.

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Соболев, проживающий в Севастополе, решил открыть небольшую мастерскую по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной техники. Зарегистрировавшись как предприниматель, он взял кредит, по которому должен возвращать ежемесячно с учетом процентов 18000 руб. на протяжении двух лет. На эти деньги он приобрел цифровой осциллограф Постоловского за 62900 руб., низкочастотный генератор сигналов по цене 43500 руб., арендовал помещение под мастерскую за 2000 руб. в месяц, нанял помощника для работы с радиоаппаратурой с заработной платой 10000 руб. в месяц. Монтажник подсчитал, что на покупку радиодеталей, наборов инструмента и других необходимых деталей ему понадобится 130000 руб. в год. Кроме этого надо ежемесячно оплачивать использованную электроэнергию и другие коммунальные услуги – в среднем 1200 руб., а также страховые взносы 800 руб. Руководствуясь спросом на ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры и приборов, Соболев подсчитал, что ежемесячная выручка от оказания услуг составит 96 000 руб.

Задание 1.Составьте смету годовых затрат в виде таблицы.

Статьи расходов Сумма, руб.
   
   
   
   
   
   
   
   
  Всего за год  

Задание 2.Какие затраты можно назвать капитальными (единовременными), а какие - текущими? Перечислите и обоснуйте.

Задание 3. Какие издержки являются постоянными, а какие переменными? Рассчитайте их общие годовые суммы.

Задание 4. Определите размер валовой и чистой прибыли за год.

Задание 5.Определите рентабельность производства.

Контрольные вопросы:

1. Какие издержки называются постоянными?

2. Как определить размер чистой прибыли?

3. Что такое рентабельность?

Практическая работа № 12

Тема: «Планирование деятельности подразделения».

Цель: научить студентов планировать деятельность организации (предприятия) или его подразделения.

Теоретические сведения.

Бизнес-план - это комплексный документ, содержащий все основные аспекты планирования деятельности предприятия и разрабатываемый как для обоснования конкретных инвестиционных проектов, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Бизнес-план может и должен быть разработан и для предприятий, выпускающих продукцию, и для тех, кто специализируется на оказании услуг, торговой деятельности и т.д. От этого будет зависеть как его структура, так и прогноз основных параметров деятельности.

В рамках бизнес-плана определяются цели, пути и средства их достижения. В итоге разработанный документ будут читать потенциальные кредиторы, инвесторы, что позволит обеспечить приток финансовых средств на предприятие. Именно это обстоятельство следует учитывать при разработке финансового раздела бизнес-плана.

Бизнес-план — объемный документ, разносторонне отражающий стратегию развития предприятия, его разделы взаимосвязаны и являются базовыми для финансовых проектировок.

Список основных разделов бизнес плана может выглядеть так:

1. Резюме;

2. Общее описание предприятия;

3. Товары и услуги;

4. Маркетинговый план;

5. Производственный план;

6. Организация управления.

7. Капитал и организационно-правовая форма предприятия.

8. Финансовый план.

Характеристика и описание основных разделов бизнес плана

Резюме – фактически является предельно сокращенной версией бизнес-плана (3-4 страницы текста). Этот раздел находится вначале, хотя его написание осуществляется в конце всей работы. Цель резюме — изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа.

В начале резюме формулируются цели и стратегии, с помощью которых они будут достижимы. Далее дается характеристика выпускаемой продукции, в том числе планируемой к выпуску; ее особенности по сравнению с представленной на рынке, основные финансовые показатели в перспективе, потребность в финансировании и направления использования полученных средств.

Последняя страница резюме должна содержать финансовые результаты, ожидаемые от проекта (финансовое резюме). Здесь приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, затратах на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности (рентабельности) вложений, указание о возможном периоде возврата капвложений или предоставленных в кредит средствах.

Наши рекомендации