Требования к представлению методов и методик эмпирического исследования
Выбор методов научного исследования обусловлен объектом, предметом, целью и задачами исследования. При этом часто ограничения, связанные с конкретной исследовательской методикой, заставляют исследователя по-новому формулировать тему, предмет и цель исследования.
Метод эмпирического исследования – способ сбора эмпирических данных.
Методика – форма реализации метода, совокупность приемов, операций (их последовательность, взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации [11].
Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки.
Для обеспечения достоверности научных выводов необходимо уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (зависимые и независимые), которые будут изучаться. Должна быть предусмотрена возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием для каких выводов будут служить. Независимо от типа исследовательских задач необходимо представление полученных эмпирических данных в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов), шкале отношений.
При выборе методик эмпирического исследования необходимо обращать внимание на их надежность и валидность. Использование конкретной методики предполагает знание условий ее разработки и последующей апробации.
При составлении комплекса психодиагностических методик необходимо руководствоваться принципом дополнительности. Должны дополнять друг друга количественные и качественные, объективные и субъективные данные.
Описание методики в тексте курсовой или дипломной работы должно носить краткий характер и включать указание названия, автора методики, цели и выявляемых параметров. Кроме того, должна быть сделана ссылка на источник, из которого методика была позаимствована. Если методика хорошо известна, используется ее краткая характеристика. В случае применения мало известной методики, делается ее подробное описание в приложении к курсовой/дипломной работе. Описание включает в себя название, автора методики, цель, инструкцию, условия проведения, перечень вопросов или заданий, способы обработки данных, ключи, способы интерпретации результатов.
Стратегия и этапы исследования
В данном разделе указываются общие параметры, связанные с организацией исследования: его стратегия и этапы. Стратегия исследования отражает его общую направленность и связана с поставленной целью.
Пример 1: Основной стратегией исследования явился сравнительный анализ двух групп испытуемых: больных бронхиальной астмой и условно здоровых людей.
Пример 2: Стратегия исследования состояла в определении личностных факторов профессионального самоопределения старших школьников.
Этапы исследования связаны с последовательной реализацией его задач.
Четкость определения стратегии и этапов делает исследование «прозрачным», облегчает его понимание самим исследователем и, в дальнейшем, проверяющими и рецензентами.
Описание результатов эмпирического исследования
Требования к представлению результатов эмпирического исследования
В параграфах эмпирической части, следующих за разделом «Организация и методы исследования», осуществляется представление результатов эмпирического исследования. Для удобства восприятия количественные данные оформляются в виде таблиц и рисунков, которые сопровождаются их описанием и интерпретацией. Особую ценность психологического исследования представляет интерпретация или научное объяснение полученных результатов в соответствии с исходными теоретическими положениями, целью, задачами и гипотезами исследования, отражающими позицию автора.
Общую схему параграфа эмпирической части по представлению результатов исследования можно выглядит следующим образом:
· Введение - указывается исследовательская проблема (задача) и методический инструментарий, используемый для ее решения.
· Представление результатов исследования- представляются таблицы и рисунки, в которых отражены результаты данного этапа исследования.
· Описание и интерпретация результатов исследования.
· Выводы - формулируются общие выводы по параграфу относительно результатов данного этапа (задачи) исследования.
Остановимся и более подробно рассмотрим содержание каждого из указанных структурных элементов.
Введение
Содержание каждого параграфа эмпирической части раскрывает результаты решения конкретной задачи, на основе собранных автором фактических данных, что обеспечивает в дальнейшем достоверность выводов исследования. Поэтому, желательно предварять представление результатов указанием поставленной задачи и методов исследования.
Пример:
3.2. Изучение стиля родительского отношения у не имеющих детей, беременных и родивших женщин
Результаты, полученные с помощью методики PARI, позволяют определить отношение женщины к семейной роли и к своему ребёнку (будущему или реальному). При этом особый интерес в рамках нашего исследования представляют следующие три аспекта родительского отношения:
- оптимальность эмоционального контакта с ребенком;
- эмоциональная дистанция с ребёнком;
- степень концентрации на ребёнке.
Исследование женщин, не имеющих детей, беременных и родивших показало, что между ними существуют значительные различия в указанных аспектах родительского отношении.