Вопрос. Особенности организации тушения пожаров в зданиях повышенной этажности. Правила охраны труда
К зданиям повышенной этажности относятся общественные и жилые здания высотой от 30 до 70м., а также производственные здания с отметкой пола верхнего этажа 30 м.
Здания повышенной этажности, в отличие от обычных имеют более высокую пожарную опасность, которая обусловлена высотой, протяженностью и планировкой этажей, насыщенностью вертикальными коммуникациями и энергетическим оборудованием, наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций, отделки, мебели и т.п.
Особой пожарной опасностью характеризуются гостиницы, административные и другие общественные здания, где широко используются полимерные строительные и отделочные материалы. Большинство пластмасс являются горючими материалами, выделяющими при термическом разложении токсичные сильнодействующие продукты горения, которые представляют большую опасность для жизни людей.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЙ
По конструктивно-планировочному решению здания повышенной этажности могут быть коридорного типа или свободной планировки, жилые дома - односекционными или многосекционными.
Здания повышенной этажности оборудуются:
- системой противодымной защиты;
- внутренним противопожарным водопроводом и спринклерной системой водяного пожаротушения;
- автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре.
Противодымная защита обеспечивается;
- наличием лестничных клеток, имеющих поэтажные входы через воздушную (открытую) зону;
- удалением дыма из коридоров на этаже, где произошел пожар;
- созданием подпора воздуха в лифтовых шахтах (холлах), лестничных клетках.
В зданиях повышенной этажности ранней постройки применялись следующие варианты противодымной защиты:
- незадымляемая лестничная клетка и дымоудаление через шахту лифта с помощью вентилятора;
- незадымляемая лестничная клетка и подпор воздуха в лифтовой шахте;
- незадымляемая лестничная клетка, дымоудаление через вертикальные каналы вентиляции с помощью вентиляторов и подпор воздуха в шахте лифтов.
Включение вентиляторов подпора воздуха в шахты лифтов, лестничные клетки и удаление дыма предусматривается от пожарных извещателей и дистанционно от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов.
В зданиях повышенной этажности, оборудованных спринклерной системой пожаротушения, противодымная защита включается при, срабатывании контрольно-сигнального клапана спринклерной системы.
Здания повышенной этажности оборудуются внутренним противопожарным водопроводом, который должен обеспечивать тушение пожара с нормативным расходом воды (табл. 2).
Насосные установки внутреннего противопожарного водопровода имеют ручной и дистанционный пуск. Дистанционное включение пожарных насосов предусматривается от кнопок, установленных в\ шкафах пожарных кранов.
В современных гостиничных комплексах высотой более 16 этажей внутренний противопожарный водопровод устраивают раздельным или объединенным, со спринклерной системой водяного пожаротушения.
На внутренней сети противопожарн-бго водопровода каждой зонь зданий высотой в 17 этажей и более предусматривается установка наружных патрубков (не менее двух) для подключения пожарных автомобилей.
С целью организации эвакуации людей при пожаре общественные здания повышенной этажности оборудуются системой оповещения о пожаре. Приемно-передающая аппаратура системы оповещения о пожаре устанавливается в специальных помещениях, где ведется круглосуточное , дежурство.
В зданиях гостиниц и общежитий предусматривается использование световых, звуковых и речевых систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Оповещение о пожаре должно обеспечиваться в соответствии с разработанным планом эвакуации.
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ В ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ
При пожарах в высотных зданиях и комплексах возможны:
— угроза людям, находящимся на этажах, наличие среди них не способных к самостоятельному передвижению и эвакуации (в жилых зданиях - больные, престарелые, малолетние дети и др.);
— быстрое распространение горения по сгораемым конструкциям и материалам на большие площади;
задымление лестничных клеток, коридоров, холлов и других путей эвакуации;
распространение огня на вышерасположенные этажи через неплотности и отверстия в перекрытиях, вентиляционные каналы, шахты, люки, другие коммуникации, а также путем прогрева железобетонных, металлических конструкций или выброса огня через окна и проемы;
деформация, обрушение строительных конструкций;
сложность и трудоемкость подачи средств тушения в верхние этажи здания;
загромождение подъездов к зданию и несоответствие ширины \ подъездных путей техническим возможностям пожарной техники;
нарушение энергоснабжения противопожарных систем и устройств, электрооборудования по управлению движения лифтами с остановкой их, как правило, на этаже пожара;
сложность установки автолестниц и автоподъемников для проведения спасательных работ, применения иных технических средств спасения и тушения пожара, отсутствие или ограниченное количество передвижных средств (автолестниц, подъемников) с высотой вылета стрелы 80 метров.
затруднения в использовании автолестниц на пожарах в связи с наличием развитой стилобатной части и подвальных этажей и коммуникаций.
Анализ пожаров, а также натурные опыты по изучению скорости и характера задымления зданий повышенной этажности без включения систем противодымной защиты показывают, что скорость движения дыма в лестничной клетке составляет 7—8 м-мин-1. При возникновении пожара на одном из нижних этажей уже через 5-6 мин задымление распространяется по всей высоте лестничной клетки, и уровень задымления таков, что находиться в лестничной клетке без средств защиты органов дыхания невозможно. Одновременно происходит задымление помещений верхних этажей, особенно расположенных с подветренной стороны. Нагретые продукты горения, поступая в лестничную клетку, повышают температуру воздуха. Установлено, что уже на 5-й мин от начала пожара температура в лестничной клетке, примыкающей к месту пожара, достигает 120-140С0, что значительно превышает допустимую для человека.
По высоте лестничной клетки в пределах двух-трех этажей от уровня пожара создается как бы тепловая подушка с температурой 100-I,, 150оС, преодолеть которую без средств защиты невозможно.
Температура в помещении, где возник очаг пожара, зависит от -. величины пожарной нагрузки. Максимальное значение среднеобъемной I температуры достигает 1000°С, температура поверхности перекрытия Г 960оС, стен 860оС.
При отсутствии горизонтальных преград на фасаде пламя из ( оконного проема через 15-20 мин от начала пожара в помещении может распространиться вверх по балконам, лоджиям, оконным переплетам, воспламеняя сгораемые элементы строительных конструкций и предметы обстановки в помещениях следующего этажа.
4. РАЗВЕДКА ПОЖАРА
Особенности разведки пожара в зданиях повышенной этажности зависят от конструктивно-планировочных решений и места возникновения пожара. i
В связи с тем, что при разведке пожара одновременно выполняются поисково-спасательные мероприятия и работы по тушению пожара, разведывательно-спасательная группа должна состоять не менее чем из 4-5 чел. и иметь при себе необходимое пожарно-техническое вооружение и средства связи (изолирующие противогазы, переносную радиостанцию, переговорное устройство, спасательные веревки длиной 80 м, приборы освещения).
Независимо от того, в какой зоне здания (нижней или верхней) произошел пожар, основной задачей разведывательно-спасательных групп, в первую очередь, является определение степени угрозы людям. > При этом особое внимание должно быть уделено помещениям, расположенным на горящем и выше расположенных этажах.
В многосекционном здании при большой протяженности этажей или при наличии нескольких внутренних лестниц разведку пожара необходимо проводить одновременно в нескольких направлениях соответствующим количеством разведывательно-спасательных групп.
Руководитель тушения пожара (далее - РТП), кроме выполнения основных задач, при проведении разведки должен:
- выяснить у представителя администрации наличие и численность людей, оставшихся в здании;
принять меры по предотвращению паники среди людей, оставшихся в здании, используя для этого систему оповещения, если она имеется, и другие средства;
определить возможные кратчайшие пути эвакуации людей в ниже или вышерасположенные по отношению к месту пожара этажи по незадымляемым лестничным клеткам, на покрытие здания, в смежные незадымляемые помещения через балконы, лоджии и т.п.;
установить возможность использования автолестниц, коленчатых подъемников и других спасательных средств;
выяснить, включены ли в работу пожарные насосы внутреннего противопожарного водопровода и можно ли использовать стационарные средства тушения пожара, удаления дыма и снижения температуры;
установить, приведена ли в действие система противодымной защиты, и определить эффективность ее работы.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Аварийно-спасательные работы проводятся пожарными подразделениями с учетом всесторонней оценки реальной обстановки, сложившейся на месте пожара, результатов разведки и
психологического состояния людей.
Пожарные подразделения по прибытии к месту пожара в случае необходимости немедленно приступают к спасанию людей с привлечением максимально возможного количества сил и средств. Одновременно, оценив обстановку по внешним признакам, РТП должен решить вопрос о необходимости вызова дополнительных сил и средств, размер которых должен соответствовать оценке опасности дальнейшего распространения огня и дыма, объему аварийно-спасательных работ. Решающим фактором успешного проведения спасательных работ является быстрое сосредоточение необходимых сил и средств.
В зависимости от обстановки на пожаре и психологического состояния людей, находящихся в горящем здании, пожарные подразделения организуют и проводят спасание и эвакуацию людей следующими способами:
эвакуация людей по лестничным клеткам (обычным, незадымляемым) или наружным эвакуационным лестницам;
вывод (вынос) людей в безопасные места внутри или вне здания;
спасание людей с применением специальной пожарной техники, спасательных устройств, оборудования и различных технических приспособлений;
спасание людей с помощью пожарных вертолетов.
Пассажирские и грузовые лифты не могут быть использованы для проведения спасательных работ.
Выбираются кратчайшие и наиболее безопасные пути спасания людей. В первую очередь, для эвакуации из задымленных и отрезанных огнем от выхода помещений необходимо использовать лестничные клетки (обычные, не задымляемые) и наружные эвакуационные лестницы. На путях эвакуации необходимо расставлять пожарных, в задачу которых входит организация продвижения людей к выходам и предотвращение паники.
При невозможности использовать пути эвакуации, ведущие непосредственно наружу, организуется вывод людей в безопасные места с защитой эвакуационных путей от дальнейшего распространения по ним пламени и дыма. Для этих целей используются наружные переходы, ведущие в смежные секции, с этажа на этаж (по балконам, лоджиям, лестницам), покрытия горящего или прилегающих зданий, различные вспомогательные помещения с самостоятельными выходами и т.д.
Для вывода людей через задымленные зоны могут быть использованы малогабаритные изолирующие самоспасатели на химически связанном кислороде.
При отыскании людей в задымленных помещениях необходимо производить тщательный осмотр и проверку всех помещений. Особое внимание необходимо уделять помещениям на горящем и вышерасположенных этажах и заблокированным кабинам лифтов. Во избежание повторных осмотров и проверок помещений на входных дверях этих помещений следует делать пометки.
Спасательные работы могут проводиться путем вывода людей к оконным проемам с дальнейшим их спуском по автолестницам, автоподъемникам; с помощью специальных спасательные устройств (эластичных спасательных рукавов, установленных в зданиях на специальных откидных площадках или автолестницах и коленчатых подъемниках), оборудования и различных приспособлений.
Автолестницы (автоподъемники) устанавливаются в местах, наиболее удобных и безопасных для использования при проведении спасательных работ. При этом вершина выдвинутой автолестницы (люлька автоподъемника) должна быть установлена таким образом, чтобы обеспечить безопасный выход на нее спасаемых.
Если проведение спасательных работ с верхних этажей невозможно с помощью специальной техники, используется комбинированный способ, при котором автолестницы выдвигаются на максимальную высоту, а на вышележащих этажах устанавливаются "цепочкой" лестницы-штурмовки.
В целях обеспечения указанных видов работ необходимо вывозить на отделениях, включённых в расписание выездов, дополнительный комплект лестниц-штурмовок.
Спасательные работы с использованием автолестниц (автоподъемников) и лестниц-штурмовок должны быть обеспечены надежной страховкой спасаемых. С этой целью на этажах (балконах, лоджиях) необходимо выставлять пожарных для страховки спасаемых, удержания лестниц и оказания помощи людям при спуске.
Для предотвращения паники среди людей, находящихся в горящем здании, осуществляются следующие мероприятия:
пожарную технику расставляют таким образом, чтобы большинство людей в здании видели пожарных и их действия;
в места массового скопления людей направляют опытных пожарных;
для обращения к людям, находящимся в горящем здании, используют внутреннюю систему оповещения, громкоговорящую связь, плакаты. При наличии в здании иностранцев к работе привлекают переводчиков и лиц, знающих иностранные языки.
Одновременно с проведением эвакуации и аварийно-спасательных работ принимаются меры к предотвращению распространения дыма и удалению его из коридоров, лестничных клеток и шахт лифтов,! снижению температуры на путях эвакуации.
Для этих целей, в первую очередь, используется система противодымной защиты. Клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приведет к задымлению вышележащих этажей.
В зданиях с предусмотренной системой дымоудаления, осуществляемой через дымовой люк в покрытии лестничной клетки, необходимо проверить, полностью ли открыт люк,
6. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА
При пожарах в зданиях повышенной этажности возможны:
наличие большого количества людей, нуждающихся в помощи, возникновение паники;
сложность проведения спасательных работ;
распространение огня и токсичных продуктов горения в вертикальном направлении как внутри здания, так и снаружи;
задымление лестничных клеток и верхних этажей через шахты лифтов и другие вертикальные каналы;
высокая температура на путях эвакуации на этажах, где возник пожар (в коридоре и лестничной клетке);
сложность и трудоемкость подачи средств тушения, особенно в верхние этажи здания;
наличие стилобата по периметру здания и отсутствие подъездных площадок, что усложняет установку автолестниц и автоподъемников для проведения спасательных работ;
сложность в управлении большим количеством пожарных подразделений, специальной техники, а также другими службами, участвующими в ликвидации пожара;
необходимость применения специальных технических средств для проведения спасательных работ и ликвидации пожара.
Для успешного тушения пожара и проведения спасательных работ требуется во всех случаях создание оперативного штаба на пожаре.
Основными задачами оперативного штаба на пожаре являются:
встреча и расстановка пожарных подразделений;
постоянный контроль за изменением обстановки на пожаре и своевременная перегруппировка сил и средств на решающих участках проведения спасательных работ или тушения пожара;
обеспечение бесперебойного водоснабжения с использованием стационарных средств тушения и передвижной пожарной техники;
организация надежной связи с боевыми участками, тылом и разведывательно-спасательными группами;
создание резерва для подмены личного состава, работающего при высокой температуре и сильном задымлении;
своевременная доставка резервных противогазов, кислородных баллонов, регенеративных патронов, пожарных рукавов и другого пожарно-технического оборудования;
вызов к месту пожара начальствующего состава Государственной противопожарной службы, свободного от дежурства, и принятие мер к введению в боевой расчет резервной пожарной техники;
— создание поисковых спасательных групп из специализированных отделений газодымозащитной службы (далее - ГДЗС);
четкая организация работы контрольно-пропускных пунктов и постов безопасности ГДЗС;
сосредоточение на месте пожара в минимально короткое время необходимого количества автолестниц и автоподъемников;
организация тесного взаимодействия со специальными службами города (правоохранительной, газовой, энергетической, водопроводной), администрацией и инженерно-техническим персоналом объекта.
Оперативный штаб на пожаре должен располагаться на безопасном расстоянии от горящего здания с учетом возможно более полного обзора места пожара и работающих подразделений.
В связи с большим количеством одновременно решаемых задач в помощь начальнику оперативного штаба на пожаре необходимо назначать не менее двух заместителей. Один из них должен следить за изменением обстановки на пожаре и осуществлять контроль за выполнением указаний РТП, а другой - вести Ьпещхмвную документацию, поддерживать связь с боевыми участками и единой дежурно-диспетчерской службой (далее - ЕДДС), а при её отсутствии -центральным пунктом пожарной связи (далее - ЦППС).
Для проведения эвакуации, аварийно-спасательных работ и тушения пожара в здании, боевые участки следует организовывать:
со стороны каждой лестничной клетки;
с каждой стороны периметра здания;
на крыше горящего здания;
в пристроенных и стилобатных частях здания.
В целях обеспечения оперативности в руководстве силами и средствами на боевых участках целесообразно объединить их в секторы работ, которые организуются на каждом горящем, ниже- и выше расположенных этажах здания, на двух-трех задымленных, этажах.
Из лиц начсостава пожарной охраны, прибывших на пожар, необходимо назначить ответственных за проведение всех видов работ, организацию работы ГДЗС, соблюдение правил охраны труда, обеспечение бесперебойной работы пожарной техники, а также по борьбе с излишне проливаемой водой.
Успешному тушению пожара способствует оснащенность оперативного штаба на пожаре и пожарных подразделений всеми видами связи, четкая организация связи штаба, в первую очередь, с начальниками боевых участков (секторов), тылом и ответственными за разные виды работ.
Для обеспечения надежной радиосвязи при пожарах в зданиях повышенной этажности, порядок и правила ведения переговоров должны быть установлены заранее. С этой целью необходимо предусмотреть единые позывные, исключить необоснованный выход в эфир задействованных радиостанций. Связь с ЕДДС (ЦППС) следует поддерживать в основном по телефону.
Для предотвращения паники среди людей, находящихся в опасности, обращения к гражданам, передачи указаний личному составу пожарных, подразделений, вызова представителей различных служб целесообразно применять громкоговорящие установки ГУ-20, ГУ-50, динамики которых устанавливаются по периметру здания и на этажах, а микрофон - в оперативном штабе на пожаре. Применение мегафонов в данной ситуации малоэффективно.
РТП должен постоянно поддерживать связь с ЕДДС (ЦППС).
Старший диспетчер ЕДДС (ЦППС), кроме выполнения основных задач, должен в случае получения сигнала по телефону из горящего здания:
установить местонахождение человека, которому необходима помощь;
сообщить РТП о местонахождении людей;
сообщить обратившемуся за помощью человеку о том, что в ближайшее время ему будет оказана помощь.
получить через заявителя сведения об опасности для жизни других людей;
указать людям возможные пути эвакуации.
Подача воды может производиться по различным схемам боевого развертывания, с учетом обстановки на пожаре с применением стволов с малым расходом огнетушащих средств (РСК-50, ГПС-200). Наиболее эффективные из них показаны на приведённых ниже схемах. По приведенным схемам вода может подаваться насосом пожарного автомобиля непосредственно от водоисточника или перекачкой «из насоса в насос» с установкой головного пожарного автомобиля у здания. Максимальный возможный напор во всасывающую полость насоса составляет не более 40 м.в.ст.
Рабочие напоры на насосах пожарных автомобилей берутся в соответствии с таблицей 1.
По схемам 1-3 возможна подача воды для пожаротушения до 15-го этажа включительно по рукавам диаметром 66-77 мм.
По схемам 7-8 подачу воды можно обеспечить на высоту до 25-го этажа включительно в зависимости от диаметра прорезиненных рукавов.
Магистральные рукавные линии должны прокладываться с установкой двух разветвлений: одного - в начале магистральной линии, второго - за 1 -2 этажа до места пожара, которое должно быть закреплено за конструкцию здания рукавной задержкой. При этом необходимо принять меры по защите линий от падающих стекол, элементов конструкций и других предметов.
При установке первого разветвления на расстоянии свыше 20-ти метров от головного пожарного автомобиля необходимо учитывать потери напора в рукавах.
Для подачи воды на верхние этажи (выше 25) используют промежуточные емкости объемом 2-5 м3 (схема 13). В качестве насоса используют переносные мотопомпы. Первую промежуточную емкость с мотопомпой устанавливают на 10-15-м этажах, последующую емкость с мотопомпой устанавливают на 20-25-м этажах здания.
В первую очередь для тушения пожара используют стволы от внутреннего противопожарного водопровода и одновременно развертывают передвижные средства. В связи с разнотипностью рукавных головок на внутреннем противопожарном водопроводе и рукавах, вывозимых на пожарных автомобилях, целесообразно в боевых расчетах иметь запас переходных головок.
Для сокращения времени боевого развертывания подача воды пожарными автомобилями на этажи здания повышенной этажности должно осуществляться подсоединением рукавной линии от автомобиля, установленного на водоисточник, к наружному патрубку - сухотрубу с внутренним диаметром не менее 66 м (если он имеется) с последующим отбором воды через внутренние пожарные краны на этажах здания.
Для предотвращения распространения огня по фасаду здания целесообразно использовать стационарные лафетные стволы, в первую очередь установленные на автоцистернах.
Решение об использовании лифтов, имеющих режим работы «Перевозка пожарных подразделений», для подъема личного состава и пожарно-технического вооружения должно приниматься РТП после тщательной проверки безопасности их работы. Остановку лифтов необходимо во всех случаях производить за два этажа до места пожара или зоны задымления.
Наиболее рациональными способами прокладки магистральных рукавных линий диаметром 66-77 мм являются:
прокладка снаружи здания путем подъема рукавов по маршевым лестницам (лифтам) на соответствующие этажи и спуска рукавов через оконные проемы, с балконов и лоджий;
прокладка снаружи здания через оконные проемы, балконы, лоджии при помощи спасательных веревок, обычных или длиной 50-60 м;
прокладка между маршами лестничных клеток.
Прокладку магистральных рукавных линий по маршам лестничных клеток (на этажи выше 15-го) производить нерационально, так как этот способ трудоемок и для него требуется большое количество пожарных рукавов.
В жилых зданиях, где предусмотрен переход с этажа на этаж через воздушную зону (лоджию или балкон) прокладка магистральных рукавных линий по лестничной клетке нецелесообразна.
При пожарах в много секционных зданиях, имеющих переходы по балконам или лоджиям из секции в секцию, магистральные рукавные линии целесообразно прокладывать рядом с горящей секцией.
При прокладке магистральной рукавной линии целесообразно от головного пожарного автомобиля прокладывать специально испытанные и подготовленные рукава, выдерживающие требуемое рабочее давление. Каждый рукав, проложенный по вертикали, должен быть надежно закреплен рукавной задержкой за полугайку.
Для контроля за работой линий необходимо выставлять посты, располагающие резервными рукавами из расчета один пост на один рукав линии, проложенный вертикально.
Для выпуска воды из магистральной линии используется устанавливаемое в начале линии рукавное разветвление, один штуцер которого должен быть свободным. У данного разветвления должен • постоянно находиться пожарный из числа боевого расчета подразделений.