Вопрос. Особенности организации тушения пожаров на различных видах транспорта. Правила охраны труда

1. При пожарах на этих объектах возможны:

скопление большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;

быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние вагоны, цистерны, здания и сооружения;

взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;

вылив легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

наличие угрозы людям, находящимся в горящих и соседних вагонах, производственному персоналу и населению, возникновение паники;

наличие большого количества путей, непрекращающееся движение поездов и локомотивов;

сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;

ограниченность подъездов и подступов к горящему подвижному составу и сложность прокладки рукавных линий;

отсутствие или удаленность водоисточников;

наличие контактных сетей, находящихся под высоким напряжением.

2. При проведении разведки необходимо:

установить у диспетчера местонахождение горящего подвижного состава, вид и количество в нем горючего материала, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по перевозочным документам, принятые меры по расцепке и отводу горящего или соседних вагонов (цистерн, платформ), обесточиванию контактной сети;

установить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов, поездов;

определить, обесточена ли контактная сеть над местом пожара;

определить, высланы ли к месту пожара бригада для снятия остаточного напряжения и локомотив (локомотивы);

установить время отправки к месту пожара пожарных и восстановительных поездов.

3. При ликвидации горения необходимо:

поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;

до начала тушения в районе прохождения контактной электросети потребовать у энергодиспетчера снятия напряжения и выдачи письменного подтверждения об этом или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения;

при недостатке воды организовывать разведку водоисточников с целью организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;

использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или проведения маневровых работ поездов, как правило, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами;

принимать меры к защите личного состава от отравления токсичными веществами;

организовывать при необходимости защиту и отвод негорящих вагонов из состава или смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов с людьми, взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;

при горении на железнодорожной станции цистерн с СУГ принимать неотложные меры по их эвакуации под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая при этом их охлаждения;

при растекании горючей жидкости из поврежденных цистерн запрещать их эвакуацию, организовывать устройство обваловки или лотков для стока горящей жидкости в безопасное место;

при горении розлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов организовывать охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;

производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия;

потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.

Характеристика депо и гаражей. Они предназначены для хранения, тех­нического обслуживания и ремонта транспортных средств (трамваев, троллейбусов, автобусов, автомоби­лей) . Хранение транспортных средств может быть от­крытым и закрытым. Открытое хранение предусматрива­ется для электрического транспорта (трамвая, троллей­буса), закрытое — для автобусного и автомобильного. В то же время для автобусного и автомобильного транс­порта строят гаражи и с открытым хранением. При от­крытом хранении транспортных средств предусматрива­ют закрытые помещения для профилактики и ремонта (рис. 121) и внутренние транспортные связи между ос­новными производственными частями предприятия (рис, 122). Здания депо и гаражей бывают одно- и многоэтаж­ными. Чаще транспорт размещают в одноэтажных зда­ниях высотой 15... 20 м. Длина зданий 200... 300 м, ширина 100 ... 150 м. Покрытия в одноэтажных зданиях несгорае­мые, но имеется еще много зданий со сгораемыми покры­тиями, световыми фонарями, устраиваемыми по деревян­ным и металлическим фермам, а также покрытия из ме­таллического профилированного настила с полимерным сгораемым утеплителем (пенополистирол, пенополиуре­тан). Вместимость депо и гаражей 500 и более единиц транспорта.

В гаражах и депо подвижной состав размещают груп­пами: исправные (готовые к выходу на линию), резерв-

ные и находящиеся в ремонте. Последние могут быть без колес, на домкратах, в подвешенном состоянии.

Наибольшее число единиц подвижного состава хра­нят в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В трамвайных и троллейбусных депо на территории и внутри зданий имеется много силовых электроприводов, находящихся под высоким напряжением. В трамваях и троллейбусах много электрооборудования, которое час­то является причиной пожара. Для отделки вагонов, ав­тобусов, троллейбусов и автомобилей применяют дерево, синтетические материалы, пластические массы и другие сгораемые материалы. Бензиновые баки автомобилей всегда заполнены горючей жидкостью.

Развитие пожаров. Различают три основных вида пожаров в гаражах и депо: подвижного состава, строительных конструкций здания и совместное горение подвижного состава и конструкций здания. При пожа­рах первого вида горят бензин, масло, деревянные кузо­ва, покрышки. Горение резко усиливается при взрывах баков с горючим и вытекании бензина из разрушивших­ся бензобаков. Разлившийся и горящий бензин может попасть в люки канализации и образовать новые очаги горения в гараже. Помещение гаража быстро заполняет­ся дымом, поднимается высокая температура. Незначительные разрывы между вагонами, троллейбусами и автомобилями и наличие сгораемых частей (кузовов, покрышек) способствуют быстрому распространению пожара по поверхностям, а также в соседние помещения {при наличии проемов). Большая высота депо и гаража и неограниченный до­ступ воздуха к очагам горения способствует возникнове­нию сильных конвективных потоков нагретых продуктов горения и воздуха и развитию пожара на сгораемое по­крытие и в другие места. При несвоевременном принятии мер по тушению пожар становится еще более сложным (переходит во второй вид). От высокой температуры металлические фермы покрытия деформируются в тече­ние 15...20 мин с момента возникновения пожара. При обрушении конструкций покрытия усложняется работа по эвакуации подвижного состава, а в ряде случаев она становится невозможной, пока пламя не будет сбито с обрушившихся конструкций.

Пожары второго вида могут происходить при отсут­ствии в зданиях подвижного состава. Они развиваются так же, как в обычных зданиях.

Пример. Здание гаража одноэтажное кирпичное; покрытие совмещенное сгораемое (снизу — тесовый настил, уложенный на поперечные деревянные балки, покоящиеся на продольных гвозде­вых фермах, утеплитель, цементная стяжка и рубероидная кровля на клебемассе). Размер здания 71X20 м. В здании гаража имелись помещения: для стоянки машин, столярная мастерская, ремонтная база, склад запасных частей, вулканизационная и бытовые поме­щения. Все помещения сообщались незащищенными дверными проемами. В помещении ремонтной базы и смежных помещениях находились 28 автомобилей.

Пожар возник в помещении ремонтной базы в 13 ч 15 мин. Сообщение о пожаре поступило в пожарную часть в 13 ч 20 мин. К прибытию дежурного караула (через 3 мин после сообщения) горели кузова и кабины автомашин вблизи инструментальной кла­довой и покрытие. Общая площадь горения достигла 200 м2. По­мещения гаража были заполнены густым черным дымом. Средняя линейная скорость распространения огня была 1,1 м/мин. В 13 ч 30 мин произошло обрушение перекрытия над центральной частью помещения ремонтной базы. Быстрому обрушению способствовал взрыв бочки с бензином, которая находилась в кузове одной ма­шины. Около 14 ч произошло второе обрушение покрытия над тем же помещением. Образовался сплошной очаг огня из обру­шившихся конструкций и создалась угроза перехода огня на остальную часть покрытия. Энергичными действиями подразделе­ний дальнейшее распространение огня было приостановлено.

Тушение пожаров. При тушении пожаров в гаражах и депо основной задачей пожарных подразделе­ний является обеспечение сохранности подвижного со­става и материальных ценностей. Поэтому разведкой наряду с другими сведениями устанавливают: число еди­ниц подвижного состава, которым угрожает огонь, их состояние (на ходу, в ремонте и т.д.), возможность эва-куации или защиты, наличие обслуживающего персона­ла и возможность его использования для эвакуации, ха­рактер покрытия и угрозу его обрушения, необходимость вызова дополнительных сил и средств и т. д.

Горящие автомобили, автобусы, трамваи, троллейбу­сы целесообразно тушить воздушно-механической пеной или распыленными водяными струями. При одновремен­ном горении автомобилей и разлитого вокруг них горю­чего в первую очередь тушат горючее. Одновременно по­дают водяные стволы А на защиту покрытия, если ему угрожает опасность. Сгораемое покрытие тушат водяны­ми стволами А или лафетными. Одновременно разбира­ют покрытия на путях распространения огня и тушат их стволами Б. Металлические фермы охлаждают водой, чтобы предупредить их деформацию и обрушение.

При одновременном горении машин (автобусов, ав­томобилей, трамваев, троллейбусов) и сгораемого покры­тия внутрь гаража подают стволы А и лафетные для ту­шения основного очага пожара, на покрытие вводят стволы Б с одновременной его разборкой на путях рас­пространения огня. При необходимости внутрь помеще­ния подают воздушно-пенные стволы.

При распространении горения в канализации снима­ют крышки люков и в колодцы подают воздушно-меха­ническую пену. Чтобы предотвратить попадание топлива в канализацию, создают обваловку на путях его расте­кания или около люков колодцев.

Во всех случаях немедленно эвакуируют автомобили. Исправные машины вывозят дежурные водители, ремонт­ные рабочие, шоферы пожарных автомобилей, не заня­тых подачей воды и пенных средств тушения. Неисправ­ные подвижные средства прикрепляют на буксире к ис­правным автомобилям и тягачам тросами или выкидны­ми рукавами. При отсутствии водителей подвижной состав выкатывают личный состав прибывших подраз­делений и рабочие. Для безопасности работ на защиту путей эвакуации выводят стволы.

Рукавные линии прокладывают так, чтобы не мешать эвакуации подвижного состава и материальных ценно­стей. Эвакуированные автомобили размещают таким об­разом, чтобы они не мешали работе подразделений по тушению пожара.

Работы по эвакуации должны возглавляться РТП или же выделенным им командиром в помощь местной администрации.

Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках.

При пожаре возможны:

наличие в гаражах автомобилей, заправленных бензином (сжиженным газом), взрывы топливных баков и баллонов с газом;

наличие в троллейбусных и трамвайных парках электро­сетей под высоким напряжением;

беспорядочная и плотная парковка транспортных средств на территории гаража, парка и на подъездных путях, особенно в ночное время суток;

наличие большого количества ГСМ;

быстрое задымление и распространение горения в мно­гоэтажных зданиях гаражей;

потеря несущей способности и обрушение строительных конструкций из-за воздействия на них опасных факторов пожара;

выделение токсичных продуктов при горении полимер­ных материалов;

горение покрытий большой площади с горючими эле­ментами.

При ведении боевых действий необходимо:

установить количество, местонахождение и степень угро­зы людям, пути эвакуации и способы спасания;

выяснить число единиц подвижного состава, находящих­ся под угрозой, их состояние, исправность, возможность защи­ты или эвакуации;

установить места складирования ГСМ, баллонов с газом;

организовать через энергослужбу объекта отключение электроэнергии;

использовать средства громкоговорящей и диспетчерской связи для согласованности действий подразделений ГПС с персоналом гаража;

организовать перекрытие движения на проезжей части в местах эвакуации техники;

подать стволы одновременно с тушением здания на за­щиту расположенных рядом транспортных средств, конструк­ций здания, бензобаков, баллонов со сжиженными газами, производить эвакуацию и подачу средств тушения пеной;

прокладывать магистральные и рабочие рукавные линии в трамвайных депо вдоль путей или под рельсами, так чтобы не повредить их при эвакуации подвижного состава;

начинать подачу огнетушащих средств в трамвайном или троллейбусном парке только после снятия напряжения с элек­тролиний;

организовать эвакуацию транспортных средств из поме­щений при помощи водителей, обслуживающего персонала, используя тягачи, тракторы, или своим ходом;

устраивать обвалования из песка и гравия на путях рас­текания ЛВЖ и ГЖ;

исключить попадание топлива в канализацию, в против­ном случае подавать воздушно-механическую пену через от­крытые люки колодцев.

В подземных гаражах:

выяснить возможность и место нахождения людей у де­журного, а также планировку и количество уровней гаража;

задействовать стационарные установки пожаротушения, дымоудаления и вентиляции, а при их отсутствии автомобили дымоудаления;

проводить интенсивное охлаждение водяными стволами с большим расходом несущих конструкций, особенно пере­крытий и колонн;

начинать тушение с верхнего горящего этажа и по мере ли­квидации горения продвигаться в нижерасположенные этажи.

Повышенная пожарная опасность транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с массовостью пассажирских и грузовых перевозок.

Транспортные средства всегда автономны в пути следования, зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при аварии или пожаре.

Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.

По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности.

Дальнейший рост грузооборота железных дорог, использование подвижного состава повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов, увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров.

Согласно рекомендаций на станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке.

На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.

Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУС гарнизона ГПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом.

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ПК, сжиженными газами.

Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.

Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется: наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;

высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;

наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;

наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;

недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.

Крупные железнодорожные станции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающие в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады, вокзалы, посты электрической централизации и др. В их состав входят также приемно-отправочные и сортировочные парки с большим количеством железнодорожных путей. Площадь станций достигает 150 га, а общая протяженность 16 км, количество путей до 80. Крупные станции могут иметь 6-8 рабочих парков. На станции может одновременно находиться до 3 тыс. выгонов с различными грузами. Организация и порядок работы станции устанавливаются технологическим процессом и техническо-распорядительным актом (ТРА). К ТРА прилагается схематический план станции и необходимые инструкции, выписки из которых должны находиться в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам и сортировочным горкам. В них определена ответственность работников за безопасность движения поездов и производства маневровых работ.

Наиболее опасными в противопожарном отношении являются сортировочные парки, где происходит накопление вагонов. Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.

В настоящее время для наружного противопожарного водоснабжения на железнодорожных станциях используют пожарные гидранты, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних железнодорожных путей устанавливают пожарные гидранты. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних объектов. В резервуарах водонапорных башен на железнодорожных станциях постоянно содержится неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения. В рабочих парках оборудуют площадки для тушения пожаров подвижного состава с постами, на которых хранится оборудование.

Большинство железнодорожных станций имеет прямую телефонную связь с ЦУС гарнизонов пожарной охраны.

Охраняют объекты железнодорожного транспорта пожарные поезда (команды). Обслуживает пожарный поезд объекты, расположенные на землях железной дороги с расчетом, чтобы время его прибытия на пожар не превышало 1,5 ч. К поезду локомотив подается в течение 10 мин после получения сообщения о пожаре.

Для целей пожаротушения в весенне-осенний период года к пожарным поездам дополнительно прицепляются по 1-2 железнодорожной цистерны с водой. Такие цистерны устанавливают также в тупиках рабочих парков (в местах, согласованных с пожарной охраной).

наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;

наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;

быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;

наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными углеводородными газами (далее – СУГ);

растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;

непрекращающееся движение поездов и локомотивов;

сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;

отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;

наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;

разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;

неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;

выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);

удаленность очага пожара от открытого участка трассы;

ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий по тушению пожаров подразделений;

трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;

наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.

установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава, вид и количество горючих материалов, ядовитых и взрывчатых веществ, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по перевозочным документам;

принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;

потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземления;

установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;

выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;

установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;

установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, АХОВ в городскую канализацию или в водоемы;

определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;

выяснить место и размер пожара, пути его распространения;

определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления;

поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;

организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;

использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);

подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава подразделений пожарной охраны СИЗОД, защитной одеждой;

взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;

организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;

не допускать проведения через зону пожара вагонов (цистерн) со взрывоопасными грузами, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение их с двух сторон;

принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;

производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;

производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками поверхностно-активных веществ (далее – ПАВ), подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;

организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;

организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;

назначить из должностных лиц станции ответственных за обеспечение охраны труда;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

На перегоне (в пути следования):

потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.

В тоннеле необходимо:

осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;

производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;

выбирать решающее направление действий по тушению пожара в средней части тоннеля со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;

организовать, по возможности, вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.

При ликвидации горения участники тушения обязаны следить за изменением обстановки, поведением строительных конструкций, состоянием технологического оборудования и, в случае возникновения опасности, немедленно предупредить всех работающих на боевом участке, РТП и других оперативных должностных лиц.

При работе на высоте следует применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих и соблюдать следующие меры безопасности:

- работа на ручной пожарной лестнице со стволом (ножницами и др.) допускается только после закрепления работающего пожарным поясным карабином за ступеньку лестницы;

- при работе на кровле пожарные для страховки должны быть закреплены спасательной веревкой за конструкцию здания, при этом крепление спасательной веревки за ограждающие конструкции крыши запрещается;

- работу со стволом на высотах и покрытиях должны осуществлять не менее двух человек;

- рукавную линию закрепляют рукавными задержками.

Запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды, а также нахождение личного состава подразделений ГПС на обвисших покрытиях и на участках перекрытий с признаками горения.

Наши рекомендации