Формирование библиотечной статистики
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. библиотечная статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии.
Без количественных характеристик невозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле. Статистика исследует количественную сторону явлений библиотечной действительности (комплектование фонда, библиотечное обслуживание, справочно-библиографическая работа, поиск информации и т. п.) в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы.
Основными задачами библиотечной статистики являются:
- разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы;
- пропорции развития библиотечной деятельности;
- создание методов расчета и взаимной увязки показателей;
- анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития;
- обеспечение наблюдения и контроля над библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития.
На формирование библиотечной статистики оказывает влияние ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Данный стандарт устанавливает единые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях. Стандарт устанавливает единые сроки, определения и единицы учета, единый минимум статистических данных для библиотек всех ведомств. Для всех типов библиотек единые единицы учёта документов фондов и обслуживания пользователей установлены данным ГОСТ. [9]
Основные статистические показатели:
Учет читателей. Показывает количество человек, которые пользуются документами библиотеки. Единицей учета служит формуляр читателя.
Учет выдачи книг. Показывает количество документов (по отраслям знаний), использованных читателями во всех структурных подразделениях библиотеки. Учёт выдачи изданий производится по числу выданных экземпляров, зарегистрированных в формуляре читателя, листке читательского требования, книжном формуляре или иной документации, принятой в библиотеке, а также в электронной базе данных (БД).
Средние показатели работы библиотеки:
Читаемость (Ч) Показатель характеризует интенсивность чтения.
Среднее число книг, выданных одному читателю в год, исчисляется путем деления количества выданных за год документов (В) на число читателей, зарегистрированных за год (А)
Ч=В : А
Посещаемость (Пос.) Показатель характеризует активность посещения читателями библиотеки.
Исчисляется путем деления числа посещений за год (П), на число читателей.
Пос.= П : А
Обращаемость книжного фонда. (Об) Характеризует степень использования книжного фонда.
Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книжного фонда библиотеки (Ф).
Об = В : Ф
Книгообеспеченность (К) Показатель характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т. е. его достаточность.
Исчисляется путем деления количества документов имеющихся в библиотеке на конец года (Ф) на число зарегистрированных читателей (А)
К=Ф : А
Методика составления рейтинга книг. Рейтинг – понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта (книги) по сравнению с другими объектами этого класса (типа). В данном случае составляется и формируется в виде графика (например, 20 самых популярных книг) для обеспечения администрации библиотеки информации о наиболее читаемых книгах.
Составление рейтинга: Делает библиотекарь. Сначала библиотекарь ищет в базе данных (делает запрос) книги (по названиям), которые больше остальных были выданы на руки читателям (по количеству выдач), сразу выбирая сколько книг внести в список рейтинга, например 20. Далее полученный список группируется по названиям книг в алфавитном порядке по убыванию количества выдач. Таким образом, самая первая книга будет являться самой «популярной» у читателей, потому что была выдана наибольшее количество раз. И далее, следующая, но уже с меньшим рейтингом выдач и т.д. В итоге получается n-количество самых читаемых книг, по которому в дальнейшем в БД делается график либо в виде диаграммы, либо отчет в виде списка в порядке убывания. Данная информация может быть полезна администрации библиотеки для дальнейшего учета интересов и предпочтений читателей.
Методика формирования статистики посещения библиотеки читателями. Регулируется ГОСТ 7.20 -2000 «Библиотечная статистика»:
Учет посещений и обращений.
- Единицей учёта посещений является одно посещение, зарегистрированное в документации или БД, принятых в библиотеке.
- Единицей учёта посетителей мероприятий является лицо, присутствующее на мероприятии и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке.
- Учет посещений производится путем суммирования посещений, учтённых каждым структурным подразделением библиотеки.
- Единицей учета обращений к электронной библиотечно-информационной сети является одно обращение на сервер библиотеки.
- Учет общего числа посещений проводится суммированием посещений (обращений), учтенных каждым структурным подразделением библиотеки.
- Учет ведется в первой части Дневника работы библиотеки «Учет состава читателей и посещаемости». Обращения входят в общее число посещений. [9]
Формирование: Библиотекарь делает запрос в базу данных о том, сколько читателей и в какой день посещали библиотеку, в результате выводится количественная информация по дням в рамках определенного периода, заданного библиотекарем. Например, за 2 квартал текущего года. Затем из этого списка либо таблицы делается график в виде диаграммы, которая детально отражает статистику посещений библиотеки читателями. По графику, например, можно зафиксировать в какой день 2-го квартала текущего года было наибольшее или наименьшее количество посещений.
Статистический учет, т.е. сбор исходных данных, производится для того, чтобы использовать собранный материал для выработки каких-либо оценок и управленческих решений. Без использования статистических показателей невозможно создание научно-обоснованных методик оценки деятельности библиотек. Статистике принадлежит определяющее место в системе управленческого учета, поскольку она выявляет «типичное, характерное, закономерное».