Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики

не может быть частью какой-либо науки, в том числе и крими-нологии.^При этом Ю.Д. Блувштейн правильно указывал, что предмет криминологической статистики — это прежде всего пре­ступность как определенное социальное явление1. А как массовое явление, добавим мы, она изучается с помощью всей совокупно­сти способов, приемов и методов, т.е. того, что обычно называ­ется собирательным термином «статистический метод», который служит для исследования причинных связей, характеризуемых множественностью причин и действий.

Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в пра­вовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих орга­низацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство — гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статис­тика, отражавшая количественную сторону отправления правосу­дия, именовалась судебной2.

Отвечая на вопросы, что исследует правовая статистика и ка­кие методы она для этого применяет, необходимо иметь в виду из­ложенные выше особенности социальной статистики в узком смысле слова, т.е. как общественной науки, специфической от­раслью которой она является.

Исходя из этого следует констатировать, что правовая стати­стика как отрасль социальной статистики количественно иссле­дует разнообразные стороны правовых нарушений — уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, дина­мику и направление развития, причины и условия, им способст­вующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществ­ляемых государством и обществом над этими правонарушениями.

Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика иссле­дует не только количественно-качественные параметры правона­рушений (состояние, уровень, динамику, структуру), но и детер­минирующие их факторы, следует отметить, что сведения о по-

1 См.: Блувштейн Ю.Д. Криминологическая статистика. Минск, 1981.

2 Разработка концепции судебного права, отстаивание этой концепции ве­лось и в советской юридической литературе начиная с конца 30-х годов. Усилия в этом направлении предпринимались прежде всего в Институте государства и права АН СССР. Главная заслуга в ее разработке принадлежала выдающемуся ученому, профессору Н.Н. Полянскому и члену-корреспонденту АН СССР М.С. Строговичу.

Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности

добного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, со­держатся и в различных отраслях экономической и иной социаль­ной статистике (например, медицинской, демографической и др.).

Отсюда предметом правовой статистики и будет количествен­ная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлении, которые входят в сферу деятель­ности правоохранительных органов, и, во-вторых, сама многогран­ная деятельность этих органов.

Таким образом, правовая статистика — это количественная сто­рона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государствен­ного контроля над преступностью; во-вторых, гражданских спо­ров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в су­де, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных пра­вонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.

Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как имен­но они наряду с другими источниками дают возможность устано­вить, как осуществляется правосудие (по уголовным, админист­ративным и гражданским делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодатель­ной и исполнительной, как защищаются основные права и сво­боды человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, проку­ратура, следственные, уголовно-исполнительные и другие адми­нистративные учреждения и контрольные органы.

На современном этапе для обеспечения правопорядка наибо­лее действенным инструментом является судебный контроль. Су­дебная власть — стержневой институт, обеспечивающий правопо­рядок.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в России действу­ют федеральные суды, конституционные (уставные) и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды рес­публик, краевые и областные суды, суды городов федерального зна-

§ 1. Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики 89

чения, суды автономной области и автономных округов, район­ные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъек­тов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся кон­ституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъек­тов Российской Федерации (ст. 4)1.

Однако само наличие стройной судебной системы автомати­чески еще не обеспечивает эффективность ее работы. Как отме­чалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, «...из-за ее слабости не срабатывают новые принципы упраачения, не обеспечивается общая эффективность государственной власти. Не выделяя достаточных средств на судебную власть, мы теряем гораздо больше, в том числе и в финансовом отношении... Эф­фективная судебная система усиливает другие ветви власти, спо­собствует гражданскому миру и общественному согласию, дела­ет организованной и сильной экономику, не говоря уже о корен­ном перевороте в сознании людей»2.

Особую роль в условиях рыночной экономики играет система арбитражных судов. Осуществляемое ими правосудие позволяет ус­тановить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь эко­номический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства. Однако, как и в судах общей юрисдикции, эффективность их работы тормозится из-за недостаточного финан­сирования и отсутствия правового механизма надлежащего испол­нения судебных решений. Принятие законов «О судебных приста­вах» и «Об исполнительном производстве»3 гарантирует исполне­ние решений суда, будет способствовать значительному повыше­нию уровня договорной дисциплины, ликвидации условий для «кри­минальной юстиции».

Большие надежды возлагаются на систему мировых судей, введенных указанным Федеральным конституционным законом.

i См.: СЗ РФ. 1997. № I. Ст. 1. Российская газета. 1997. 7 марта. См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

90 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности

Это позволит изменить ситуацию в сфере контроля за законнос­тью, существенном снижении нагрузки на иные судебные инстан­ции и сокращении сроков судопроизводства.

Эффективное функционирование правосудия обусловливает­ся наряду с другими факторами сбалансированной численностью адвокатского корпуса, так как в соответствии со ст. 48 Конститу­ции РФ «каждому гарантируется право на получение квалифици­рованной юридической помощи. В случаях, предусмотренных за­коном, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учи­тывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмо­трения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а так­же те из возникших фажданских правоотношений (жилищных, тру­довых, семейных и др.), которые послужили основанием для об­ращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудитель­ном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого за­коном интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответст­венно, относится и к административным правонарушениям.

Природа значительной части правонарушений — их латентность (скрытый характер) — не позволяет правовой статистике полно­стью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по срав­нению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей пол­нотой (например, данные демографической статистики, статис­тика народнохозяйственной деятельности, капитального строитель­ства, транспорта, связи и т.д.).

Эти особенности правовой статистики следует постоянно иметь в виду при использовании ее данных, широко привлекая для сравнительной характеристики материалы-как экономической, так и других отраслей социальной статистики.

Наши рекомендации