Тема 1.1.Введение в статистику
Введение.Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки бухгалтеров, специалистов по налогообложению Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. Статистические стандарты РФ. Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Функции органов государственной статистики. Иерархическая структура органов государственной статистики Современные технологии организации статистического учета.
_____________________________________________________________________________
Курс «Статистика» - одна из важных и обязательных дисциплин в учебных планах специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), поскольку экономическое образование должно включать в себя как неотъемлемую составляющую статистическую грамотность.
Каждый экономист, работая с числами (статистическими данными), обязан знать основные приемы и методы изучения массовых данных, их сбора, обработки и анализа, понимать, как получены те или иные исходные данные, какова их природа, насколько они полны и достоверны; должен уметь обобщать их и оформлять в виде таблиц, уметь использовать различные статистические методы анализа массовых данных при решении конкретных задач.
Статистика - одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.
Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего, при налогообложении и в военных нуждах.
По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.
Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой».
Возникновение статистики связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.
Термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (определенное положение вещей, политическое состояние). До середины XVIII в. существовало понятие «государствоведение», под которым подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях, и лишь в 1746 г. появилась наука «статистика».
Краткая история статистики
Временной отрезок | Достижения |
Китай, более 2000 лет до н.э. | Перепись населения, учет населения по полу, возрасту, учет произведенной продукции, осуществлялось сравнение военного потенциала государств |
Древний Рим | Учет населения и имущественного положения граждан |
IX -XI вв., Русь | В летописях упоминается о сборе различной информации, например, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. |
1-я половина XVII в., Англия. Школа «политических арифметиков» (демография). Представители: Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей | Своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях, т.е. проводили анализ данных. Зарождение идеи закона больших чисел и применение методов устранения случайных отклонений. |
2-я половина XVII в., Германия Описательная школа (школа государствоведения). Представители: Герман Конринг, Готфрид Ахенваль, Август Людвиг Шленцер. | Своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, быта, нравов населения, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями. |
1746 г. Готфрид Ахенваль, Германия | Ввел в науку термин статистика, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. |
1-я половина XIX в., Адольф Кетле - Бельгия, Ф.Гальтон, К.Пирсон – Англия. | Возникновение статистико-математи-ческой школы: учение о средних величинах, правила переписи населения, теория корреляции, изучение взаимосвязей явлений, теория малой выборки и др. Считают основой статистики теорию вероятностей. |
Таким образом, статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ; обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.
- наука, изучающая с количественной стороны массовые явления и их закономерности в конкретном месте и времени | - практическая деятельность людей по сбору, обработке и анализу информации (массовых данных), относящейся к тем или иным сферам общественной жизни. | |
СТАТИСТИКА | ||
- это совокупность сведений (фактов) о разных явлениях общественной жизни (сведения о численности, рождаемости, смертности и составе населения, о доходах и расходах населения, о среднемесячной заработной плате, о размерах пенсий, о числе промышленных предприятий, об объеме производимой продукции и прибыли, о численности занятых и т.д.) | - наука, разрабатывающая наборы приемов и способов сбора, обработки и анализа информации, т.е. статистическую методологию. |
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отражающих общественную жизнь во всем многообразии его форм и проявлений.
Специфика статистики как особой отрасли знаний заключается в том, что она в состоянии измерить уровень и объем общественных явлений, определить их структуру, тенденцию и интенсивность тех или иных процессов.
Действительно, только статистика дает нам возможность определить стоимость валового внутреннего продукта и валового национального дохода, созданных в стране за год, оценить эффективность общественного производства, экономических реформ и тому подобное. Язык статистики - язык цифр.
Статистика с помощью цифр характеризует фактическое состояние (уровень) изучаемого общественного явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени.
Взаимосвязь статистики с другими науками
Цель статистики –сбор, обработка и анализ информации о массовых явлениях.
Задачи статистики:
- освещение социально-экономического положения государства;
- предоставление полной информации о происходящих процессах и явлениях
- изучение уровня и структуры взаимосвязей динамики массовых экономических явлений и процессов;
- обобщение и прогнозирование тенденции развития экономики;
- выявление резервов повышения эффективности общественного производства;
- своевременное обеспечение информацией законодательную и исполнительную власть.
Объект статистики – это явления и процессы социально-экономической жизни общества.
Предмет статистики – совокупности тех или иных явлений, включающие все множество проявлений исследуемой закономерности; количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием.
Любая наука, в том числе и статистика, имеет свою систему законов, методов и приемов, направленных на изучение количественных закономерностей, изучаемого явления, т.е. свою методологию.
Под статистической методологиейпонимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально - экономических явлений.
Статистика изучает, как правило, массовые явления, т.е. такие явления, которые состоят из множества отдельных элементов или фактов.
Таким образом, массовое наблюдение - основа статистики и одна из составляющих ее метода.
Однако массовым наблюдением не заканчивается статистическое исследование. Результаты наблюдения подвергают обработке, сводке, что позволяет выделить во всей совокупности различные типы, группы единиц и затем для всей совокупности и отдельных ее частей рассчитать обобщающие показатели (характеристики).
Массовое наблюдение, группировка и сводка его результатов, вычисление и анализ обобщающих показателей - все это вместе составляет специфический метод статистики.
Метод статистики обусловлен спецификой ее предмета и сводится к тому, что везде используются массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное.
Статистическое исследование состоит их трех основных стадий:
1. Статистическое наблюдение.
2. Первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдений.
3. Анализ полученных сводных материалов.
Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, изучение которых и является основой учебной дисциплины «Статистика».