Раздел 1. Введение в статистику

СТАТИСТИКА

Методическое пособие

Специальность

«Экономика и бухгалтерский учет»

   

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
1. Тематический план дисциплины
2. Содержание дисциплины
3. Практические работы
3.1. Тематика практических работ
3.2. Методические указания по выполнению практических работ
4. Общие методические указания по написанию домашней контрольной работы
4.1. Варианты домашней контрольной работы
5. Вопросы для подготовки к экзамену 6. Примерный перечень практических заданий для подготовки к экзамену
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина “Статистика” является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Цель изучения дисциплины “Статистика” раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации; помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей статистической отчетности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

· о системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования;

· о природе статистических совокупностей;

знать:

· экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

уметь:

· применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач хозяйственной и финансовой деятельности организации;

· оформлять результаты статистических исследований;

· делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей;

· использовать компьютерную технику в режиме пользователя;

· использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Программа рассчитана на 58 часов, в том числе аудиторных – 20 часов, для базового уровня профессиональ­ного образования заочной формы обучения.

Для студентов заочного отделения кроме рабочей программы в данном методическом пособии разработаны методические указания по изучению каждой темы программы со списком литературы.

Для проверки степени усвоения изученного учебного материала в кон­це каждой темы, после методических указаний, даны вопросы для самопровер­ки, на которые студенты должны ответить, изучив соответствующую литературу, а также студенты должны выполнить практические работы, обозначенные в тематическом плане как самостоятельная работа. Для этой работы выделено 10 часов, оставшиеся 8 часов – аудиторная работа по выполнению практических заданий во время лабораторно-экзаменационной сессии. Тематика практических работ, цели и задачи по их выполнению представлены в данном методическом пособии. Выполненные самостоятельно практические работы должны быть представлены преподавателю для отчета на сессии и служат допуском студента на экзамен.

В процессе изучения дисциплины «Статистика» студенты заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу и сдают экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем Макс. нагрузка Количество аудиторных часов при очной форме обучения Кол-во аудиторных часов при заочной форме обучения Самост. работа
Всего Лекции Практ. Всего Лекции Практ.
Раздел 1. Введение в статистику - -
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики - - -
Тема 1.2. Организация статистики в РФ - - - -
Раздел 2. Статистическое наблюдение - - -
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения                 -     -     -     -    
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения         -   -   -   -  
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки         -   -   -   -  
Тема 3.2. Метод группировок в статистике - -
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике - - -
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных - - -
Тем 4.1. Статистические таблицы и графики - - -
Тема 4.2. Построение диаграмм - - - - -
Раздел 5. Статистические показатели
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике         -   -   -   -  
Тема 5.2. Средние величины в статистике
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике - - -
Тема 5.4. Структурные характеристики вариационного ряда       -         -   -
Раздел 6. Ряды динамики в статистике -
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики               -  
Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда в рядах динамики       -     -   -   -  
Тема 6.3. Модели сезонных колебаний - - - -
Раздел 7. Индексы в статистике
Тема 7.1. Понятие об индексах, их значение - - -
Тема 7.2. Индексы количественных и качественных показателей     -   -   -   -   -   -  
Тема 7.3. Исчисление и анализ индексов в статистике       -       -     -
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике - - -
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности       -     -   -   -  
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения         -   -   -   -  
Раздел 9. Статистическое изучение связей между явлениями - - - -
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями         -   -   -   -  
Тема 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ         -   -   -   -  
ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в статистику

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Предмет и метод статистики.

Статистическая совокупность, закон больших чисел, статистическая закономерность. Задачи и функции статистики в условиях перехода к рыночной экономике. Основные приемы и способы статистического исследования.

Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики.

Литература

1. Мхиторян В.С. Статистика. – М.: Мастерство, 2001, с 3-12.

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев Е.Н. Общая теория статистики.- М.: ИНФРА-М, 1998, с.3-26.

3. Спирина А.А. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1997, с. 3-19.

Методические указания

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затраги­вающие интересы всех людей. В статистических данных, отображающих разви­тие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой, принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результат реформ.

Прежде всего студенты должны запомнить, что предметом статистики являются размеры массовых общественных явлений, а затем уже приступить к изучению статистических методов. Метод - способ изучения предмета. Сущест­вуют следующие статистические методы: статистические наблюдения, сводки и группировки материалов наблюдения, обобщения и научного анализа результа­тов статистического наблюдения.

Изучением экономического и социального развития стран, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистические службы

В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).

Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны.

В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики, в России создан и функционирует Единый государственный реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). Цель его создания - обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда.

Информационный фонд состоит из четырех разрядов:

1. Идентификационный;

2. Классификационный;

3. Справочный;

4. Экономический.

Принципы:

· централизованное руководство,

· единое организационное строение и методология,

· неразрывная связь с органами государственного управления.

Система государственной статистики имеет иерархическую структуру. Эта структура имеет федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.

Госкомстат имеет управления, отделы, вычислительный центр.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое статистика?

2. Какова связь статистики с экономикой, бухгалтерским учетом, анализом хо­зяйственной деятельности?

3. Что является предметом статистики?

4. Что является методом статистики?

5. Какие статистические методы применяются для изучения массовых общест­венных явлений?

6. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?

7. Каковы задачи государственной статистики в условиях перехода к рыночной экономике?

8. В чем заключается сущность разделов информационного фонда?

Наши рекомендации