Приведите статистику левшества

Среди взрослых полные правши - 33-54%, в остальных случаях

частичное левшество,

Чистые левши - не более 2%,

Среди мужчин правши встречаются чаще на 2-10%,

Больше всего левшей среди детей и коренного населения Севера и

юго-восточной Азии,

Леворукость среди близнецов встречается чаще.

11) Какие теории пытаются объяснить возникновение
левшества?

Согласно генетической теории, левшество передается по наследству и

обусловлено хромосомными факторами.

Согласно социокультурной теории формирование «рукости» связано с

культурно-историческими условиями, с детства навязывающими

преимущественное пользование и тренировку одной из рук.

В соответствии с патологической теорией , левшество - результат

травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни.

12) Какие психологические особенности левшей описываются в
литературе?

Более эмоциональные, тревожные, предъявляв- большее число соматических жалоб, застенчивые, неуверенные склонные - -.встзу вины, грубоватые, непрактичные, обнаруживают ceres низкий уровень интеллекта, худшая моторная координация и школьная успеваемость. Отмечается большая частота нарушений сна, затрудненность засыпания, частые пробуждения, неравномерное развитие психики, более слабое понимание изобразительного и вербального материала, большая чуствительность к наркотическим веществам, повышенная частота очаговых изменений в ЭЭГ, меньшая скорость и точность выполнения психомоторных тестов.

Лучшие показатели адаптации к трудным климатическим условиям, у левшей реже обнаруживают сосудистые расстройства в условиях экспидиционно-вахтового труда. Левши имееют более высокую 2креативность», у них чрезвычайно выражены спссобности к оригинальному художественному творчеству, рукоделию, более точна пространственная локализация. Имеют математические способности, достигаеют больших высот в архитектуре. Преимущества в спорте -боксе, бейсболе, теннисе, баскетболе и фехтовании. Только у левшей с очаговым поражением мозга встречается феномен зеркального восприятия.

13) Какие формы психической патологии вероятностно связаны с
феноменом левшества?

Левши среди больных шизофриниеи встречаются иаще, чем в

здоровой популяции.

В 2,5 раза чаще у амбидекстров и в 1,6 раза чаще у леворуких

встречается эпилепсия.

ДЦП может сопровождаться синхронным левшеством.

У 56% больных паркинсонизмом обнаружены леворукость и

амбидекстрия, а у 40% - семейное левшество.

50% лиц с косоглазием - леворуки (иногда появляется при

принудительном переучивании).

40% случаев заикания часто возникает при переучивании. '

14) Как на современном этапе решается проблема переучивания
левшей?

Переучивать нельзя, так как это приводит к различным формам общеневротических расстройств и логоневроза. Вместе с тем часть леворуких детей нуждается в мягком доучивании пользованию правой рукой, поскольку многие вещи в нашем мире приспособлены для

Проблемы сознания и бессознательного в нейропсихологии.

1) Что такое сознание?

Сознание - это высшая форма интегрированности психических процессов, реализуемая через внешнюю и внутреннюю целевую преобразующую активность субъекта на базе самовыделения его из окружающего мира.

2) Какие психические компоненты являются составляющими
сознания?

Ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь.

3) Какова функция речи в генезе сознания?

Как функция общения она начинает играть роль психического интегратора и в интерперсональной жизни, и в плане координатора интериндивидуальных отношений.

4) К каким ключевым положениям сводятся психофизиологические
концепции сознания?

Функция сознания не может быть объяснена работой какой-то отдельной или изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр» сознания. Психический феномен сознания возникает на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации мозговых процессов. Особая роль в нем отводится коре, особенно ее ассоциативным отделам, взаимодействию коры с лимбической системой.

5) Назовите четыре основных признака расстройства сознания?

По К. Ясперсу (1911):

• Отрешенность и отсутствие отчетливого восприятия реального мира и происходящих в нем событий.

• Дезориентация во времени, в месте, ситуации, в окружающих и в собственной личности.

• Разные степени бессвязности мышления и речи, упрощение ассоциативного процесса, его фрагментарность и непоследовательность.

• Полное отсутствие или затрудненность воспоминаний о происходивших событиях в период болезненных явлений.

6) В чем отличие выключений сознания от его помрачений?

При помрачении сознания, в отличие от выключений, ущербно отражаются не объективная реальность, а болезненные переживания больного.

7) Какая мозговая структура рассматривалась в качестве носителя
«бессознательного» ?

Ретикулярная формация.

8) Как реализуется проблема бессознательного в контексте
латерализации психических функций?

Бессознательные процессы имеют полимодальную обусловленность и реализуется через многие корковые и подкорковые психофизиологические механизмы, а также их взаимодействие.

9) Опишите особенности формирования сознания в онтогенезе.

Сознание не является врожденным образованием, хотя и имеет ряд предпосылок. Это:

• Единство нервной системы на всех ее уровнях

• Врожденная сформированность сенсорных аппаратов и синестезии, дающие начало еще более сложным психическим функциям

• Изначальная активность моторных аппаратов

Но эти органические предпосылки еще далеки от своей завершающей формы, поскольку нервная система к моменту рождения и в первые месяцы жизни ребенка анатомически и функционально еще не сформирована. Дальнейшее формирование органических предпосылок, мозговой основы будущего человеческого сознания, не является процессом естественного созревания, а в качестве необходимого условия предполагает активную деятельность самого ребенка, связанную с удовлетворением его потребностей в социальной среде.

Методы нейропсихологического обследования.

1) Как формулируются задачи, решаемые с помощью
нейропсихологической диагностики?

По Ж.М. Глозман:

• Постановка топического диагноза поражения или недоразвития мозговых структур,

• Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболевания ЦНС, органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического старения,

• Описание картины и определения уровня нарушений психических функций: определение пораженного блока мозга, первичного дефекта и его системного влияния,

• Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дезадаптпции, школьной неуспеваемости,

• Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия,

• Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных и коррекционных мероприятий,

• Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

2) сгруппированы Как исследовательские приемы в «луриевской
батарее»?

• Формальное описание больного, история его болезни и результаты различных исследований

• Общее описание психического статуса больного - состояние сознания, ориентировка в месте и времени, уровень критики и эмоциональный фон

• Исследование произвольного инепроизвольного внимания

• Исследование эмоциональных реакций

• Исследование зрительного гнозиса

• Исследование соматосенсорного гнозиса

• Исследование слухового гнозиса

• Исследование движений и действий

• Исследование речи

• Исследование письма

• Исследование чтения

• Исследование памяти

• Исследование системы счета

о Исследование интеллектуальных процессов

3) Каким требованиям должен соответствовать набор
нейропсихологических проб?

По Л. И. Вассерману:

• Избирательная надежность и валидность в отношении тех ВПФ, характеристика нарушений которых позволяет оценить их значение в динамике лечения

• Доступность для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому, что предполагает стандартизацию проб на нормативной выборке с учетом образовательного и культурного уровня лиц, из которых она состоит

• Включение в набор проб, отражающих не только выраженные и средние по тяжести нарушения ВПФ, но и слабовыраженные

• Пригодность для сравнительной характеристики нарушений ВПФ в их динамике, в процессе лечения и реабилитации, чго достигается стандартизацией процедуры исследования

• Согласованность качественного, структурного анализа регистрируемого синдрома с количественной оценкой выраженности расстройств высших корковых функций

• Возможность привлечения для целей нейропсихологической диагностики патопсихологических и тестовых методик, не включаемых встандартный набор

• Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные условия - ускорятся темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме.

4) Охарактеризуйте основные комплекты психодиагностических
приемов, используемых в нейропсихологии для оценки разных
психических функций.

Зрительный гнозис- опознание наложенных очертаний предметов в различных модификациях картинок Поппельрейтера, вычленение изображений из зашумленного фона, узнавание предметов с недостающими деталями

Акустический гнозис- прпобы на запоминание и воспроизведение различных ритмичных структур, пробы на

воспроизведения звуковых ритмов, иногда используется специальная аппаратура,

Сомато-сенсорный гнозис- пробы на ощупывание плоских и объемных предметов с закрытыми глазами, прикосновения к различным частям тела с просьбой к больному определить место прикосновения.

Память- тесты на кратковременное или долговременное произвольное запоминание: возрастающих числовых рядов, наборов слов, бессмысленных слогов, фигур или предметов, небольших рассказов, ритмов или музыкапльных отрывков, серий движений.

Внимание- счет по Крепелину (сложение пар вертикально расположенных цифр), разные варианты корректурных проб - с разорванными в разных направлениях кольцами (Ландольта), цифрами, буквами, геометрическими фигурами или профильными фигурками животных. Таблицы Шульте («отыскивание цифр»).

Эмоции- Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), ккартинки или фотографии лиц с различной мимикой, сравнение своего состояния с предложенными персонажами или портретами.

Мышление- классификация понятий или образов, исключение понятия или образа, поиск аналогий, понимание смысла рассказов, сюжетов картин, переносного смысла пословиц.

Речь- характеристика спонтанной речи, называние предметов или предметных изображений, пробы на автоматизированную речь, пробы на понимание значения слов, пробы, включающие сложные обороты речи.

Праксис и конструктивные действияпробы Хэда (пространственная организация движений), проба Озерецкого (одновременное постукивание по столу правой - сжатой в кулак и левой - раскрытоу\й ладонью, а затем наоборот), рисование какого то предмета, начиная от самых простых (куб), и кончая -«дом-дерево-человек», «доска Сегена», «кубики Коса»

28) За какие фрагменты поведения, связанные со слухом, несут
ответственность верхние оливы?

Безусловные рефлексы, в которых принимают участие слуховые ощущения - рефлекторные движения глаз в ответ на звук и старт-рефлексы на опасный звук.

29) Где расположено первичное поле слухового анализатора?

41 поле височной коры.

30) В чем отличие слуховых гностических расстройств от
элементарных и при какой локализации очага поражения они
возникают?

Появляются в случае поражения 42, 22, а порой и 41-го полей, больной перестает определять значение различных, порой самых простых бытовых звуков и шумов - они перестают быть носителями определенного смысла, при том что слух остается сохранным и возможно различие звуков по высоте, продолжительности и интенсивности.

31) Симптом сенсорной амузии возникает в основном при лево-
или право-височных поражениях?

Правая.

32) Какой компонент речи страдает при правовисочных
поражениях мозга?

Анализ и синтез речи у левшей.

33) Какие виды чувствительности объединяет ККА?

Кожная (тактильная, болевая, давление, температурная, вибрационная) и проприоцептивная (кинестетическая - мышцы, суставы, сухожилия).

34) Каковы современные представления о рецепторных
механизмах болевой чуствительности?

Теория спецефичности.

35) Какие симптомы возникают при раздражении
переферической части ККА?

Парестезии - неприятные ощущения (ползанье мурашек, онемение, похолодание, стягивание, покалывание). Спецефическая форма - фантомная боль.

Наши рекомендации