Яковлева Любовь Сергеевна, 1949 г.р.,Чишминский район, с. Енгалышево.
Зимние праздники
Так и называют колядки, пекут выпечку, булочки. В рождество деньги раздают. Ходят дети, колядуют днем и обычное нарядной одежде. В рождество гадали, но сейчас как гадали не помнят.
Весенне-летние праздники.
На вербное воскресенье собирали вербу для гадания и кидали ее в воду, и если верба тонет, то этот добрый знак, если не тонет то нет.
Для выгона скота в первый раз использовали собранную вербу, вербой гнали скотину с пожеланием чтобы скотина хорошо ела и пила.
На петров день ходили на кладбище собирали и несли собой ягоды и фрукты.
Троица большой праздник, собирали яйца, молоко и готовили омлет.
Украшали березку ленточками перед тем как приготовить омлет, после того как березку украшали ее топили в реку и по ней гадали.
Осенние праздники
В молитвенном доме собирали яблоки и их освещали. Потом их раздавали.
Также есть и медовый спас. Также собранный мед освещали и раздавали.
На покров ходили на кладбище и резали белых петухов, поминали умерших родственников.
На день пива, варили пиво и собирались каждый на своей улице и пили его.
Свадьба
Девушки вышивали полотенца на свадьбу.
Жених и невеста сами договаривались и позже приходили сватать невесту.
Во время свадьбы, ее участники ходили из дома в дом. Свадьба проводили почти неделю. На шестой день свадьбы варили пельмени.
Отец невесты на свадьбу дарил ей сундук.
В свадебный поезд запрягали тройку лошадей.
Когда поезжане с женихом приезжали в дом невесты их не пускали дом. Для того чтобы войти в дом торговались и после уплаты денег их пускали в дом. После ехали в загс. Сейчас едут еще и церковь.
Имя ребенку дают родители, сейчас еще и крестят.
Похороны
Вещи готовили заранее. Вещи в гроб не клали. Раньше делали сами в специальном доме, сейчас покупают, как покупают и одежду, если ее нет.
Гроб несли мужчины, родственники, но не близкие. Родным нести было запрещено, зачем было запрещено не знают.
Хранили раньше на третий день, сейчас же хоронят через день или два дня. Сначала гроб ставят во дворе дома и во дворе прощаются те кто не может идти на кладбище.
Поминки делали на 9, 40 день и через год.
Кого-то сажали на место умершего, но как проводили этот обряд не помнят. Есть обряд топить баню за день до поминок.
Кресты сразу ставят, раньше их как и гробы делали сами, теперь их покупают.
Обряд помочи был, звали соседей для строительства дома.
Бревна ставят на мох.
Меркулова Любовь Дмитриевна, 1940 г.р., Чишминский район, с. Енгалышево.
Зимние праздники
С утра начинали готовится к колядкам. Готовили пироги и их раздавали тем кто приходил днем к ним колядовать. Специальную одежду носили не всегда, кто-то одевал, кто то нет. На рождество ходили дети и им давали деньги.
На пасху ходили дети, им раздавали крашенные яйца, раздавали как освещенные, так и не освещенные.
На петров день собирали ягоды и с ними ходили на кладбище.
На троицу наряжали березку, на этот праздник готовили яичницу на улице.
Яковлева Елена Андреева, 1977 г.р.,Чишминский район, с. Енгалышево.
Зимние праздники
Когда информатор была маленькой колядовать ходили взрослые их угощали. Определенным знаком было то, что если хозяева встречали хорошо, то год будет хорошим.
Одевали длинные юбки и что-нибудь гремящее пришивали к одежде, носили палки. По рассказам взрослых дети собирались в определенном доме и взрослые или старики читали сказки. Гадали на валенках и капали воском от свечи в воду.
В преддверье рождества чистили дома, готовили курники, холодец, пироги. В рождество ходили дети и колядовали и им давали деньги.
Входя в дом, говорили хозяевам: « с праздничком, с копеечкам, открывайте сундучки доставайте пятаки».
Раньше пели молитвы.
Сейчас крещение не отмечают, сейчас ходят купаться в крещенские морозы.
Всю масленичную неделюпекли блины, сжигали чучело. В последний день масленицы в воскресенье называли прощеное воскресенье. В этот день ходили к своим бабушкам и просили прощение.
Весенне-летние праздники
Перед вербным воскресеньемдома убирались. В субботу ходили в лес за вербой. В воскресенье с утра мать будила своих детей. Старой вербой скармливали скотине. Новой выгоняли скотину в первый раз, чтобы все было хорошо. Готовили вкусные и сладкие пироги.
В чистый четверг красили яйца, так делают сейчас. Дети в день пасхисобирали яйца. Дети ходили по домам и кричали «Христос воскрес», а в ответ им кричали «воистину воскрес». Девочкам заплетали косички, а мальчикам давали платочки. Сейчас так не делают. Сейчас с иконами по деревне не обходят. В гости ходят уже после того как дети пройдутся. Куличи не пекут сейчас, больше покупают. Два яйца и кулич оставляли и покрывали их белым платочком. Кулич съедали, а два яйца оставляли и ставили к иконе. Есть поверье если пройтись вокруг горящего дома и кинуть туда эти два яйца огонь отступает.
Моленье бабань салма.
В этот день старые люди собирали продукты и шли за деревню к оврагу, мужчины разводили костер, а женщины готовили. Дети играли и помогали. Молились богине полей, чтобы она дала хороший урожай.
Велень-пияотмечали после бабань-салмы варили пиво не крепкое и пили его.
На троицув субботу ходили поминать на кладбище, а воскресенье готовили яичницу, н улице не собирались, дома готовили. На троицу украшали березу, сейчас так не делают.
Когда первый раз скотину выгоняли ему давали есть с рук, чтобы скотина вернулась домой. Два яйца давали пастуху, что это означает не знают.
На петров деньсобирали ягоды и ходил поминать усопших.
В девичий день пива осенью после уборки собирались в определенном доме, старались провести до поста, пили и веселились, было что-то вроде смотрин.
Свадьба и сватовство
Сначала приходили сватья и спрашивали можно ли прийти свататься и только потом приходили сватать. Невеста об этом не знала, ее после показывали.
Раньше готовила подарки сама, шила с 12 лет льняные рубашки, платочки. Сейчас так не делают, если шить не успевала, то звала подруг помочь. Причитала невеста в бане.
Готовила приданное – одеяло, постельное белье, посуду. Сейчас так не делают.
Свадьба начиналась со свадебного поезда. Жених приезжает последним. Невеста сидит за столом. Отец жениха должен выкупить все углы стола, выкупить приданное. Только после этого заходит жених. Кадушку сейчас не дарят, но обряд такой был. Когда этот обряд был в кадушку клали сдобные печенья, но зачем это делали не знают, так было положено.
На свадьбу приносили пироги, был особенный пирог «материно молоко», в шесть слоев, яйца, пшено, сверху украшали двумя голубями.
После того как невесту забирали из родного дома, ее родственники не ехали в загс.
Задача уредеу была веселить свадьбу. Уредеу должен был найти невесту утром где она ночевала и привести в дом жениха.
Когда ехали в загс не куда было нельзя заезжать. Встречали в доме жениха после загса. Начинали причитать «поливать грязью» невесту.
На второй день свадьбы невесту отправляли за водой. Должна была напилить дрова и подмести дома.
Обряды детского цикла
Волосы нельзя было стричь как только ребенок родиться. Когда его приносили домой его клали на рубашку, чтобы следующий ребенок был мальчик. Когда ребенка привозили домой нужно было зажечь свечу. Ребенка крестили сразу.