Кто погребает собственные дарования, тот завидует дарованиям других

- Геронда, как человек, который завидует, может по­мочь себе преодолеть эту страсть?

- Если он познает дарования, которыми его наделил Бог и станет их развивать, то не будет завидовать и бу­дет жить как в раю. Многие не видят своих собственных дарований, видят только дарования других, и их охваты­вает зависть. Считают себя обделёнными, ущемлёнными. Мучаются и превращают свою жизнь в кошмар. "Почему у него есть эти дарования, а у меня нет?" - говорят они. У тебя есть одни дарования, у другого другие. Помни­те Каина и Авеля? Каин не стремился разглядеть собст­венные дарования, а смотрел на дарования, которые имел Авель. Так он взрастил в себе недоброжелательство к брату, потом восстал и против Бога, и в конце дошёл до убийства (См. Быт.4,3-8). А ведь, возможно, он имел дарования боль­шие, чем Авель.

- А как может человек, видя таланты других, не зави­довать, а радоваться?

- Если он будет развивать свои собственные таланты, а не закапывать их, тогда будет радоваться талантам дру­гих. Я уже много лет наблюдаю за одной сестрой, у неё есть и голос и благоговение, однако она не поёт на клиро­се. А так как свой собственный талант она закапывает и не поёт, то её крутит, когда она слышит, как поёт другая сестра, у которой и не такой уж хороший голос Она не думает о том, что ей Бог дал голос лучше, но она его не развивает.

Поэтому, пусть каждый посмотрит, может дарова­ние, которому он завидует в другом, есть и у него, но он его не развивает, или, может, Бог дал ему другой талант. Бог не обделил никого, каждому дал определённое да­рование, которое может помочь человеку в его духов­ном развитии.

Как один человек не похож на другого, так дарование одного человека не похоже на дарование другого. Вы не обращали внимания на дикий горох, который у вас рас­тёт внизу у ограды? У него один корень, но у каждого побега свой цвет, один краше другого. Однако они не за­видуют друг другу... Каждый рад своему цвету. А птицы! У каждой своя красота, своё щебетание.

Каждый пусть найдёт дарования, которые ему дал Бог, и пусть прославляет Благого Бога, не горделиво, по-фари­сейски, но смиренно, признавая, что пренебрёг ими, и пусть в будущем их развивает.

- А вот я завидую некоторым сестрам из-за того, что у них есть некоторые дарования, которых нет у меня.

- Тебе Бог дал столько дарований, и ты завидуешь дарованиям других? Ты мне напоминаешь дочь одного кондитера в Конице. Отец каждый день давал ей неболь­шой кусочек пирожного, от большого ей могло бы быть плохо, а она смотрела на детей в школе, которые ели большие кукурузные лепёшки, и завидовала им "Они едят большие куски, а мне отец даёт маленький", - го­ворила она. Завидовала кукурузным лепёшкам, кото­рые ели другие, а у самой была целая кондитерская с пирожными! Так и ты не ценишь великих дарований, которые тебе дал Бог, но смотришь на дарования других и завидуешь.

Не будем неблагодарными. Ведь Бог, Благой наш Отец, наделил каждое из Своих созданий различными дарова­ниями, потому что Он знает, что нужно каждому из нас, чтобы не причинить себе вреда Мы часто ведём себя как маленькие дети, жалуемся, что Отец не дал нам драхму или две драхмы, как нашим братьям и сестрам, хотя нам он дал целых сто драхм. Считаем что нам Он ничего не дал, потому что думаем, что сто драхм - это простая бума­га, нам нравятся драхма или две драхмы, что Он дал дру­гим, мы плачем и обижаемся на нашего Благого Отца.

Хорошая зависть

- Геронда, я завидую одной сестре, потому что вижу, что у неё есть смирение, простота, благоговение.

- Я помолюсь, чтобы она умерла. Хочешь, чтобы она умерла?

- Нет, геронда! Я могу завидовать добродетели друго­го, но даже в мыслях не имею, чтобы с ним что-то случи­лось плохое. Я не хочу, чтобы другой не имел добродетель, хочу, чтобы и во мне было что-то хорошее.

- Ну тогда мы это разделим, чтобы у каждой было по половине! Не переживай. Твоя зависть - это хорошая за­висть. Ревнуешь "дарований больших" (1Кор 12, 31)…

- Значит, есть и хорошая зависть?

- Да, когда кто-нибудь завидует добродетели другого и одновременно радуется за него, тогда эта зависть хо­рошая. Но если человеку плохо, если он расстраивается, когда видит успехи другого, или втайне радуется, когда у того возникают трудности, тогда эта зависть плохая. Допустим, что ты завидуешь сестре, потому что у неё хо­роший голос и она хорошо поёт. Если ты узнаешь, что она охрипла и не может петь, и обрадуешься, значит, в твоей зависти есть зло, есть яд. Если огорчишься - это значит, что в твоей ревности нет зла, просто и ты хотела бы хорошо петь.

- А как мне стяжать хорошую зависть?

- Будем звать тебя благозавистливая!... Постарайся очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хоро­шей завистью. Радуйся за сестру, которая преуспевает, и стремись ей подражать. Так ты преобразишься духовно, и в тебе будет пребывать Благодать Божия, которая да­рит человеку небесную радость уже в этой жизни.

- Геронда, а может в человеке хорошая зависть пре­вратиться в плохую?

- Если человек не работает над собой, то, конечно, мо­жет. Нужно внимание

- Геронда, я не всегда могу понять, то, что я чувствую, видя успехи сестры. Какая это зависть: хорошая или плохая?

- Спроси себя: "Если бы сестра сотворила чудо, что бы я почувствовала?" Или: "Если бы она впала в искуше­ние и уронила бы себя в глазах людей, я бы радовалась или переживала?" Ответив на этот вопрос, ты поймёшь, хорошая у тебя зависть или плохая. Ну-ка скажи мне, если ты услышишь, что сестра, которой ты завидуешь, обленилась и совсем перестала исполнять свои мона­шеские обязанности, сама не молится, а ставит в маг­нитофон кассету и слушает: "Господи Иисусе Христе...", ты огорчишься?

- Да, огорчусь, но и если услышу, что она делает всё большие и большие успехи, тоже, думаю, не обрадуюсь.

- Знаешь, если ты ходишь с трудом, радуйся за того, кто быстро бегает, а не огорчайся. Если хочешь духовно преуспеть, радуйся успехам сестёр и проси Бога, чтобы они и дальше преуспевали, а тебе, чтобы достичь своей собственной меры. Когда я был послушником в монас­тыре10, там был ещё один послушник, того же возраста, примерно, что и я. Он достиг большой духовной меры, его лицо светилось. Он во всём был примером, большой подвижник и ревнитель. Ещё он был очень благоговей­ный. Старшие монахи в знак уважения вставали, когда он проходил мимо. Я больше получил пользы от этого послушника, чем от всех книг, которые до того читал, потому что он был живым примером. Однажды у меня болело сердце. Случайно в это время в келью ко мне за­шёл тот брат, и я попросил его помолиться. Он ещё не успел уйти, а боль уже прошла. В другой раз в монастырь пришел бесноватый и просил у отцов, чтобы они его исцелили. Тогда игумен сказал этому послушнику: "Да­вай-ка помолись, пусть бес выйдет из этого несчастного". "Вашими молитвами, - сказал он, - Христос да прогонит беса". Только он отошёл, бес вышел из человека Вот ка­кое у него было дерзновение к Богу! В какую духовную меру он пришёл! Так вот, я просил Бога, чтобы тому бра­ту прийти в меру того святого, имя которого он носил, а мне прийти в его меру. Так же и ты делай, и увидишь явно силу Божию.

Когда человек научится радоваться успехам других, Христос даст ему все успехи других, и он будет радовать­ся так, как радуются все другие вместе взятые, и тогда его успехи и радость будут огромны.

Наши рекомендации